Сибирские огни, 1947, № 4
революции, которая окрасила собою твор чество всех крупных русских писателей XIX века. Это не значит, что все русские писате ли были на стороне революционно-демо кратического движения. Некоторые из них даже не понимали того, что происходит вокруг. Но они видели, чувствовали силу русского парода, чувствовали, что жизнь не стоит на месте, чревата большими пе ременами, верили в возможность торже ства справедливости на земле, и каждый по-своему стремился воплотить, утвердить свои идеалы в положительных образах на ряду с беспощадной критикой существую щего строя. Особенность русской литера туры — стремление .видеть и находить элементы красоты в самой действительно сти. Отсюда — привлекательные, светлые, сильные, положительные образы русской литературы. Пушкин дал не только Татьяну Ларину, Пушкин увидел в Емельяне Пугачеве крупного деятеля, показав его обаятель ным, и сделал его единственным носите лем справедливого начала в «Капитан ской дочке» (в отношении судьбы юного Гринева). А каким переворотом .в литературе бы ло изображение крестьян в «Записках охотника» Тургенева! Западно-европейская литература изображала крестьянина зве рем или идеализированным «пейзанином». А Тургенев показал, что наш русский Крестьяпин — это замечательный, свое образный характер; крепостной крестья нин изображен Тургеневым правдиво, че ловечно.^ Достаточно вспомнить Касьяна с Красивой Мечи, Лукерью из «Живых мо щей». Герасима из рассказа «Муму», на конец, Хоря и Калинина из Одноименного рассказа и многие другие образы. Что же можно сказать о Некрасове? Го ворят, Некрасов «втащил прозу в свою поэзию», но это формальная сторона де ла, которая еще не определяет Некрасова. Некрасов первый в русской реалистиче ской поэзии, сумел с необыкновенным, приподнятым, романтическим чувствам воспеть мужика с его мужицких позиций. Вспомните поэму «Мороз, Красный нос», ' ведь это гимн русской женщине- крестьянке! Великого нашего .драматурга Островекд- ГО многие считают бытописателем. А ка кой же он бытописатель? Вспомните его Материну. Реалист Островский сознательно ставил перед собой «романтические» зада чи. Во время работы над комедией «Бзд- ность не порок» он писал: «Пусть лучше русский Человек радуется, видя себя на сцене, чем тоскует... Чтобы иметь право исправлять народ, не обижая его. Надо ему показать, что знаешь за янм и хоро шее; эгим-то я теперь и занимаюсь, сое диняя высокое с комическим». Лев Толстой известен, как • беспощад ный реалист, срыватель всех и всяких масок. Но Толстой, величайший писатель России, дал целую галлерею положитель ных образов, начиная с образов «Войны и мира». Это благодарная задача — пока зать, насколько беспощадный реалист Тол стой был в то же время и «романтичен». Вспомните повесть «Хаджи Мурат»! Та кое разоблачительное по отношению к цар скому строю произведение, как «Воскре сение», является одновременно и самым «романтическим» его произведением. Известно, что эту черту «романтично сти» русского критического реализма пер вым отметил Горький. Но только Горький первый достиг орга нического- слияния реалистического и ре волюционно-романтического начал, потому что у Горького впервые его литературный положительный герой совпал с подлинным .героем истории — рабочим революционе ром, большевиком. Так Горький стал подо* начальником социалистического реализма. Какие из этого следуют выводы? Сила русского реализма объясняется силой осво бодительного народного движения в Рос сии. Сила русского реализма в той его особенности, что в нем всегда или почти всегда присутствует романтическое поло жительное, утверждающее начало я в то же время он остается самым критическим реализмом из всех, которые знал мир. Русский реализм — самый идейнрш, самый политичесви-окрашенйый, самый тенденциозный. И именно поэтому рус ский реализм самый свободный, полно кровный, богатый и неожиданный по форме. Это хорошо понимал X. П. Толстой. «История русской литературы со времен Пушкина, — писал он, — не только представляет много примеров такого от ступления от европейской формы, но не дает даже ли одного примера противного. Начиная от «Мертвых душ» Гоголя и до «Мертвого дома» Достоевского, в новом пе риоде русской литературы нет ни одного художественного прозаического произведе ния, немного выходящего из рамок по средственности, которое бы вполне укла дывалось в форму романа, поэмы или по вести». Сочетание •прогрессивного романтическо го начала с реализмом свидетельствуй С наличии у художника нравственных идеа лов, за которые он борется, ради которых он критикует все, что ему мешает. И бла годаря этому его творчество становится но ваторским, оно приобретает величавые й
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2