Сибирские огни, 1947, № 4

революции, которая окрасила собою твор­ чество всех крупных русских писателей XIX века. Это не значит, что все русские писате­ ли были на стороне революционно-демо­ кратического движения. Некоторые из них даже не понимали того, что происходит вокруг. Но они видели, чувствовали силу русского парода, чувствовали, что жизнь не стоит на месте, чревата большими пе­ ременами, верили в возможность торже­ ства справедливости на земле, и каждый по-своему стремился воплотить, утвердить свои идеалы в положительных образах на­ ряду с беспощадной критикой существую­ щего строя. Особенность русской литера­ туры — стремление .видеть и находить элементы красоты в самой действительно­ сти. Отсюда — привлекательные, светлые, сильные, положительные образы русской литературы. Пушкин дал не только Татьяну Ларину, Пушкин увидел в Емельяне Пугачеве крупного деятеля, показав его обаятель­ ным, и сделал его единственным носите­ лем справедливого начала в «Капитан­ ской дочке» (в отношении судьбы юного Гринева). А каким переворотом .в литературе бы­ ло изображение крестьян в «Записках охотника» Тургенева! Западно-европейская литература изображала крестьянина зве­ рем или идеализированным «пейзанином». А Тургенев показал, что наш русский Крестьяпин — это замечательный, свое­ образный характер; крепостной крестья­ нин изображен Тургеневым правдиво, че­ ловечно.^ Достаточно вспомнить Касьяна с Красивой Мечи, Лукерью из «Живых мо­ щей». Герасима из рассказа «Муму», на­ конец, Хоря и Калинина из Одноименного рассказа и многие другие образы. Что же можно сказать о Некрасове? Го­ ворят, Некрасов «втащил прозу в свою поэзию», но это формальная сторона де­ ла, которая еще не определяет Некрасова. Некрасов первый в русской реалистиче­ ской поэзии, сумел с необыкновенным, приподнятым, романтическим чувствам воспеть мужика с его мужицких позиций. Вспомните поэму «Мороз, Красный нос», ' ведь это гимн русской женщине- крестьянке! Великого нашего .драматурга Островекд- ГО многие считают бытописателем. А ка­ кой же он бытописатель? Вспомните его Материну. Реалист Островский сознательно ставил перед собой «романтические» зада­ чи. Во время работы над комедией «Бзд- ность не порок» он писал: «Пусть лучше русский Человек радуется, видя себя на сцене, чем тоскует... Чтобы иметь право исправлять народ, не обижая его. Надо ему показать, что знаешь за янм и хоро­ шее; эгим-то я теперь и занимаюсь, сое­ диняя высокое с комическим». Лев Толстой известен, как • беспощад­ ный реалист, срыватель всех и всяких масок. Но Толстой, величайший писатель России, дал целую галлерею положитель­ ных образов, начиная с образов «Войны и мира». Это благодарная задача — пока­ зать, насколько беспощадный реалист Тол­ стой был в то же время и «романтичен». Вспомните повесть «Хаджи Мурат»! Та­ кое разоблачительное по отношению к цар­ скому строю произведение, как «Воскре­ сение», является одновременно и самым «романтическим» его произведением. Известно, что эту черту «романтично­ сти» русского критического реализма пер­ вым отметил Горький. Но только Горький первый достиг орга­ нического- слияния реалистического и ре­ волюционно-романтического начал, потому что у Горького впервые его литературный положительный герой совпал с подлинным .героем истории — рабочим революционе­ ром, большевиком. Так Горький стал подо* начальником социалистического реализма. Какие из этого следуют выводы? Сила русского реализма объясняется силой осво­ бодительного народного движения в Рос­ сии. Сила русского реализма в той его особенности, что в нем всегда или почти всегда присутствует романтическое поло­ жительное, утверждающее начало я в то же время он остается самым критическим реализмом из всех, которые знал мир. Русский реализм — самый идейнрш, самый политичесви-окрашенйый, самый тенденциозный. И именно поэтому рус­ ский реализм самый свободный, полно­ кровный, богатый и неожиданный по форме. Это хорошо понимал X. П. Толстой. «История русской литературы со времен Пушкина, — писал он, — не только представляет много примеров такого от­ ступления от европейской формы, но не дает даже ли одного примера противного. Начиная от «Мертвых душ» Гоголя и до «Мертвого дома» Достоевского, в новом пе­ риоде русской литературы нет ни одного художественного прозаического произведе­ ния, немного выходящего из рамок по­ средственности, которое бы вполне укла­ дывалось в форму романа, поэмы или по­ вести». Сочетание •прогрессивного романтическо­ го начала с реализмом свидетельствуй С наличии у художника нравственных идеа­ лов, за которые он борется, ради которых он критикует все, что ему мешает. И бла­ годаря этому его творчество становится но­ ваторским, оно приобретает величавые й

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2