Сибирские огни, 1947, № 4
долго, on увидел крах собственных идеа лов и нравственных представлений. По я бару Марка Твепа периода «Тома Сойера», «Жизни на Миссисипи». «Геккльберри Финна». Марк Твен — несомненно реа лист, потому что он правдиво изображает я критикует ханжество, лицемерие, коры столюбие, невежества- американского обще ства. правдиво показывает противоречия богатства и нищеты. В то< же время не сомненно и Том Сойер, и Гек Финн, и герои Миссисипи — это торой, несущие немало романтических черт, они выступа ют, как носители положительных нравст венных идеалов Марка Твена. II недаром эти произведения, живут так долго, явля ясь любимым чтением ребят. Всем известно, что эта особенность творчества Марка Твена порождена осво бодительной борьбой Северных Штатов цротив Южных. И всем известно, что ни когда больше в Соединенных Штатах ие появлялось более жизнерадостных и прав дивых книг. Какие из этого следуют выводы?! Первый вывод. Буржуазный реализм наиболее полнокровен, когда он пронизан, согрет, освещен прогрессивными идеями. В XIX веке це было во Франции более крупного реалиста, чем Бальзак, в Англии более крупного реалиста, чем Диккенс, в Соединенных Штатах Америки, чем Марк Твен. Следовательно, буржуазный реализм наиболее полнокровен, когда он произрас тает на почве больших общественных дви жений и пронизан, согрет, освещен про грессивными идеями. Второй вывод. Буржуазный реализм в этот период наиболее полнокровен, в част ности потому, что ему наиболее присуще в этот период прогрессивное романтическое начало, которое, естественно, сочетается с наиболее беспощадной критикой по отно шению к современному обществу. Расщеп ление романтического и реалистического начал — пе па пользу обоим: теряет и реализм, теряет и романтизм.. Третий вывод. Буржуазный реализм это го периода наиболее политически окрашен, идейно насыщен, теп.денштозеп в самом высоком значении этоп> слова. Трудно себе представить более тенден циозных художников, чем названные мпою, в смысле отстаивапия п пропаган дирования своих идеалов. Эта тендепния проявляется у них и в личных высказы ваниях художников и вложена в уста пер сонажей. Достаточно вспомнить изобличе ние капитализма Бальзаком через выска зывания Вотоена. Достаточно вепомпять гневное обращение Диккенса к королю и министрам после смерти беспризорного мальчика в «Холодном доме». Достаточпо вспомнить рассуждения Твена о рабстве в '«Приключениях Геккльберри Финна». Сле довательно, в этот период буржуазный ре ализм наиболее идейно, политически окра шен. наиболее тещешгиозен.' Четвертый вывод. В этот период бур жуазный реализм наиболее естественен, свободен и богат по форме. Среди писате лей Западной Европы и Америки трудно указать писателей с большей свободой ли тературной формы, чем форма Бальзака, трудно представить себе более искусную и в то лее время вместительную•форму, чем нашел Диккенс, и можно поражаться лег кости и естественности формы Марка Тве на. По старый западно-европейский реализм имел свои слабости. Главная его слабость состояла в том, что' кроме названных пи сателей нельзя указать почти никого, кто бы пытался показать положительного ге роя. А у названных писателей носителями прогрессивного, передового начала, носи телями положительных идеалов были те люди, которые на самом деле, в реальней действительности не могли утвердить эти начала и эти идеалы. Давно уже доказано нашим литературоведением, что буржуаз- ный реализм в своей положительной про грамме пе мог выдвинуть того подлинного героя, который в их время был реальной движущей силой истории, ее завтрашним днем. В свете взятых мною вопросов русский . классический реализм ХТХ века был неиз меримо выше западно-европейского, а тем более американского. Великой русской литературе XIX векз почти не свойственен был разрыв реали стического' и романтического начал. На меткому выражению критика Т. Мотыле-7 вон, русскому реализму пе шдо было вы бирать между «некрасивой реальностью» и «нереальной красотою». Начиная с Пуш- кипа, можно проследить, что романтиче ское начало является характерной чертой русского критического реализма. Пет ни какой возможности подробно останавли ваться па характеристике этого явления, но надо сказать, что оно порождепо вели кими освободительными народными движе ниями в России с их поисками счастья и справедливости. Гений Пушкина — выражение того возросшего национального самосознания, которое заявило о себе в результате побе доносной. справедливой Отечественной вой ны 1812 года. Пельзя не поражаться не обыкновенной моши наводных двпжепий в России, когда вскоре за Пушкиным, ' за Лермонтовым начали чувствоваться в ли тературе подземные толчки революционно- демократического движения, крестьянской
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2