Сибирские огни, 1947, № 4

долго, on увидел крах собственных идеа­ лов и нравственных представлений. По я бару Марка Твепа периода «Тома Сойера», «Жизни на Миссисипи». «Геккльберри Финна». Марк Твен — несомненно реа­ лист, потому что он правдиво изображает я критикует ханжество, лицемерие, коры­ столюбие, невежества- американского обще­ ства. правдиво показывает противоречия богатства и нищеты. В то< же время не­ сомненно и Том Сойер, и Гек Финн, и герои Миссисипи — это торой, несущие немало романтических черт, они выступа­ ют, как носители положительных нравст­ венных идеалов Марка Твена. II недаром эти произведения, живут так долго, явля­ ясь любимым чтением ребят. Всем известно, что эта особенность творчества Марка Твена порождена осво­ бодительной борьбой Северных Штатов цротив Южных. И всем известно, что ни­ когда больше в Соединенных Штатах ие появлялось более жизнерадостных и прав­ дивых книг. Какие из этого следуют выводы?! Первый вывод. Буржуазный реализм наиболее полнокровен, когда он пронизан, согрет, освещен прогрессивными идеями. В XIX веке це было во Франции более крупного реалиста, чем Бальзак, в Англии более крупного реалиста, чем Диккенс, в Соединенных Штатах Америки, чем Марк Твен. Следовательно, буржуазный реализм наиболее полнокровен, когда он произрас­ тает на почве больших общественных дви­ жений и пронизан, согрет, освещен про­ грессивными идеями. Второй вывод. Буржуазный реализм в этот период наиболее полнокровен, в част­ ности потому, что ему наиболее присуще в этот период прогрессивное романтическое начало, которое, естественно, сочетается с наиболее беспощадной критикой по отно­ шению к современному обществу. Расщеп­ ление романтического и реалистического начал — пе па пользу обоим: теряет и реализм, теряет и романтизм.. Третий вывод. Буржуазный реализм это­ го периода наиболее политически окрашен, идейно насыщен, теп.денштозеп в самом высоком значении этоп> слова. Трудно себе представить более тенден­ циозных художников, чем названные мпою, в смысле отстаивапия п пропаган­ дирования своих идеалов. Эта тендепния проявляется у них и в личных высказы­ ваниях художников и вложена в уста пер­ сонажей. Достаточно вспомнить изобличе­ ние капитализма Бальзаком через выска­ зывания Вотоена. Достаточно вепомпять гневное обращение Диккенса к королю и министрам после смерти беспризорного мальчика в «Холодном доме». Достаточпо вспомнить рассуждения Твена о рабстве в '«Приключениях Геккльберри Финна». Сле­ довательно, в этот период буржуазный ре­ ализм наиболее идейно, политически окра­ шен. наиболее тещешгиозен.' Четвертый вывод. В этот период бур­ жуазный реализм наиболее естественен, свободен и богат по форме. Среди писате­ лей Западной Европы и Америки трудно указать писателей с большей свободой ли­ тературной формы, чем форма Бальзака, трудно представить себе более искусную и в то лее время вместительную•форму, чем нашел Диккенс, и можно поражаться лег­ кости и естественности формы Марка Тве­ на. По старый западно-европейский реализм имел свои слабости. Главная его слабость состояла в том, что' кроме названных пи­ сателей нельзя указать почти никого, кто бы пытался показать положительного ге­ роя. А у названных писателей носителями прогрессивного, передового начала, носи­ телями положительных идеалов были те люди, которые на самом деле, в реальней действительности не могли утвердить эти начала и эти идеалы. Давно уже доказано нашим литературоведением, что буржуаз- ный реализм в своей положительной про­ грамме пе мог выдвинуть того подлинного героя, который в их время был реальной движущей силой истории, ее завтрашним днем. В свете взятых мною вопросов русский . классический реализм ХТХ века был неиз­ меримо выше западно-европейского, а тем более американского. Великой русской литературе XIX векз почти не свойственен был разрыв реали­ стического' и романтического начал. На меткому выражению критика Т. Мотыле-7 вон, русскому реализму пе шдо было вы­ бирать между «некрасивой реальностью» и «нереальной красотою». Начиная с Пуш- кипа, можно проследить, что романтиче­ ское начало является характерной чертой русского критического реализма. Пет ни­ какой возможности подробно останавли­ ваться па характеристике этого явления, но надо сказать, что оно порождепо вели­ кими освободительными народными движе­ ниями в России с их поисками счастья и справедливости. Гений Пушкина — выражение того возросшего национального самосознания, которое заявило о себе в результате побе­ доносной. справедливой Отечественной вой­ ны 1812 года. Пельзя не поражаться не­ обыкновенной моши наводных двпжепий в России, когда вскоре за Пушкиным, ' за Лермонтовым начали чувствоваться в ли­ тературе подземные толчки революционно- демократического движения, крестьянской

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2