Сибирские огни, 1947, № 4

Очевидно, в применении к нашему литературному делу важно добавить, что' желаемое и должное — «мечта» высту­ пает в художественном произведении в ви­ де живою образа, в виде образа человека, носителя нового морального общественного начала. Именно потому, что мы являемся пред­ ставителями общества, где субъективные чаяния художника совпадают с объектив­ ным ходом общественного развития, мы м-ожем в реальной действительности нахо­ дить живых людей, носителей нового мо­ рального начала. Могут спросить: возможно ли правдиво дать живой человеческий характер таким, «каков он есть», и одновременно таким, «каким он должен быть»? Конечно. Это не только не умаляет силы реализма, а это и есть подлинный реализм. Жизпь надо брать в ее революционном развитии. При­ веду пример нз области природы. Яблоко, какое оно есть в природе, это довольно кислый лесной плод. Яблоко, выращенное в саду, особенно в таком саду, как сад Мичурина. — это яблоко такое, «как мне есть», и одновременно такое, «каким оно должно быть». Это яблоко больше выра­ жает сущность яблока, чем дикий лесной .. плод. ] Так и. «ониалистичоский реализм. Когда перед советской литературой по- ; новому повертывается какой-нибудь воп­ рос, всегда полезно вспомнить, как этот вопрос стоял в прошлом. Проблема насле- i довапия в развитии искусства и литерату- 1 ры является важнейшей проблемой. Поэте- 1 му пусть товарищи не посетуют на меня. ■ если я сделаю небольшой экскурс В прош­ лое старого реализма, досоциалистического реализма., Совершенно естественно, что о револю­ ционной романтике в том смысле, как мы говорим в применении к советской лите­ ратуре, нельзя говорить в применении в литературе прошлого. Старая литература не имела тех условий, в которых творит и работает советская литература. По мож­ но говорить о наличии прогрессивного, пе­ редового романтического начала и в ста­ ром реализме. Очень интересно проанали­ зировать то литературное течение начала прошлого века в Западной Европе, кото­ рое само называло1себя течением «роман­ тизма» и обнимало таких разных худож­ ников. как Байрон, Гете. Шиллер, Стен­ даль, Бальзак, Гюго, Мерггае, Мюссе. Впоследствии выяснилось, что под этим обтим названием объединились и роман­ тики я реалисты. По в начале века «ро­ мантизмом» называлось все то, что «не классицизм». что отделено от классицизма рубежом французской буржуазной револю­ ции. Стоит присмотреться к наиболее крупной фигуре этого течения, к Бальзаку. Бальзак велик потому, что в наибольшей степени из буржуазных художников Западной Ев­ ропы воплощал в своем творчестве синтез реалистического и романтического момен­ тов. Но именно поэтому он и был наи­ более .круппым реалистом в Западной Ев­ ропе XIX века. «Люди всеобъемлющие, — писал он, — ...принимают все, и звдшзм и действие, драму и оду, полагая, что совершенство требует целостного видения вещей. Эта школа, которую можно назвать литерату­ рой эклектизма, требует изображение мира, каков он есть: образы н идеи, идея в об­ разе или образ в идее, движение и меч­ та». Надо откинуть устаревшую терминоло­ гию («литература эклектизма») и обратить внимание на «изображение мира, каков он есть», что по Бальзаку предполагает «дви­ жение- и месту», т. е. романтику. Бальзак был, несомненно, реалистом, потому что он дал исключительный но размаху и но силе социально-экономиче­ ский разрез современного ему общества. . По он смог верно отразить действительные исторические события потому, что изобра­ зил общество в движении — до француз­ ской буржуазной революции и -после лее. И Энгельс отметил эту замечательную чер­ ту Бальзака. Будучи по политическим убеждениям легитимистом. Бальзак сумел увидеть передовое общественное моральное начало там, где только- ого- и можн-о было найти в его время, т. е. у республикан­ це:!, Бальзак-романтик. со всей присущей ему противоречивостью миропонимания, страстно ищет моральный идеал, чтобы противопоставить его растущим на глазах порокам капитализма. Он кидается от од­ ного идеала к другому и, как видите, на­ ходит его там, где его только тогда и можно было найти. Бальзак сам сознавал эту особенность своего творчества:. «...Это мы создаем на­ стоящую действительность, — писал он. возражая против эмпирического, ползуче­ го реализма. — Она подобна вот этой чу­ десной груше Монтрейля, которую с бес­ конечным труд-ом выращивают в течение ста лет. Та действительность, о которой говорите вы, подобна горькому плоду лес-1 ной груши, который ни на что не годен. Настоящую действительность, действитель­ ность в искусстве, надо выращивать, как грушу Монтрейля». Наличие передового романтического на­ чала в реализме Бальзака дало необычай­ ную силу его реализму. В дальнейшем.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2