Сибирские огни, 1947, № 4
Это такая характеристика человека, ко торая полетать выродку Селину. Далее в новелле «Молоко женщины» автор проти вопоставляет вообще зверя человеку, как более высокое начало: «Чем ближе я зна комлюсь с человеком, тем больше у меня растет любовь к собаке». Автор рекоменду ет «так закалить сердце, чтобы жалость не проникла в него. Кто жалеет мир, того мнр никогда не пожалеет». Как видите, теория «чистого искус ства», противопоставленная «банальному реализму», легко сливается с грязным на турализмом в изображении человека. Некий Шиманский в статье «Долг моло дых писателей» («Лайф ана леттерс ту- дей», 1943 г., февраль) противопоставил работу Пастернака работе всех наших пп- .сателей: «Работа Шолохова, Эренбурга и т. д. в лучшем случае является образном хорошей журналистики...». «Только Па стернак пережил все бури и овладел все ми событиями. Ои подлинный герой борь бы индивидуализма с коллективизмом, ро мантизма с реализмом, духа с техникой, искусства с пропагандой». Это в коммен тариях н© нуждается. Вот почему и приходится говорить, об ращаясь к нашим иным представителям формалистско-эстетской школы: подумайте о том, кто за вас цепляется! ВОПРОСЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА Напомню, что говорил тов. А. А. Жда нов: «Показать эти новые высокие качества советских людей, показать наш народ не только в его сегодняшний день, но и за глянуть в его завтрашний день, помочь- осветить прожектором путь вперед — та кова задала каждого добросовестного совет ского писателя. Писатель не может плес тись в хвосте событий, он обязан итти в передовых рядах народа, указывая народу путь его развития. Руководствуясь мето дом социалистического реализма, добросо вестно и внимательно изучая нашу дейст вительность. стараясь глубже п р о п и к н у т ь в сущность процессов нашего развития, писатель должен воспитывать народ и во оружать его идейно. Отбирая лучшие чув ства и качества советского человека, рас крытая перед ним завтрашний его день, мы должны показать в то же время на шим людям. Какими они не должны быть, должны- бичевать пережитки вчерашнего дня, 'пережитки, мешающие советским лю дям итти вперед». В этих словах тов. А. А. Жданова раз вита целая программа социалистического реализма, над которой очень и очень сле дует пораздумать нашей критике. Мы должны показать нашего человека правдиво и показать таким, каким оп дол жен быть, осветить его завтрашний день. Это заставляет пае подумать о том, при сущем социалистическому реализму, рево люционно-романтическом начале, без кото рого нет социалистического реализма. С другой стороны, товарищ Жданов подчер кивает. что это революционно-романтиче ское начало немыслимо без критического начала по отношению ко всему отсталому, косному. Без этого не может быть социа листического- реализма. Человек, который борется за какой-либо идеал, наиболее ак тивно и остро критикует все,- что мешает достижению его идеала. В нашей литературно-теоретической ра боте недостаточно прояснен вопрос о рево люционно-романтическом начале в социа листическом реализме. Что мы понимаем под революционной романтикой? Известно, что1существует много старых школьных, «профессорских» определении романтизма и романтики. Недостаток их в том, что они пытаются обнять совемпеппо разные явления: Очевидно, мы пойдем по правильному пути, если в основу нашего понимания революционной романтики по ложим известные высказывания Ленина в статье «Что делать?» по вопросу о мечта ниях. В. М. Ленин, как известно, пити- рует высказывания Писарева: «Моя мечта может обгонять естественный ход событий или же она может хватать совершенно в сторону, туда, куда никакой естественный ход событий никогда не может притти. В первом случае мечта не приносит никако го вреда: она может даже поддерживать и усиливать энергию трудящегося человека.,. Если бы человек был совершенно лишен способности мечтать таким образом, если бы он не мог изредка забегать вперед и созерцать воображением своим в цельной законченной картине то самое творение, ко торое только что начинает складываться под его руками, — тогда я решительно не могу представить, какая побудительная причина заставляла бы человека предпри нимать и доводить до к-онпа -обширные н утомительные работы в области шскуюсша. науки н практической жизни...». Далее Ленин цитирует то место из вы сказываний Писарева, где Писарев доказы вает пользу мечты, когда «мечтающая личность серьезно верит в свою мечгу, внимательно вглядываясь в жизнь, сравни вает свпи наблюдения со своими воздуш ными замками и вообще добросовестно ра ботает над осуществлением своей фанта зии. Когда есть какое-нибудь соприкосно вение между мечтой и жизнью. Лгда все обстоит благополучно».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2