Сибирские огни, 1947, № 4
В. Шишмареву невдомек, что пресловутая «поэтика сюжетов» Веселовского, при всем изобилии в ней фактических данных, глу боко антинаучная по своей методологии, «идеалистическая» и антиисторическая, хотя и рядится в тогу «историзма». В. Шишмарева умиляет, что в универ ситете Веселовский увлекался «лекциями Леонтьева по философии мифологии», ибо, как легко догадаться, «Леонтьев читал по Шедлингу», затем его умиляет увлечение Веселовского Буслаевым, который читал, «вооруженный методом Гримма». Но уж совсем благоговеет нага автор, комментируя приезд Веселовского в Бер лин. «Берлинская мудрость, — игриво за мечает В. Шишмарев, — должпа была пополнить недостаточные познания в обла сти западной филологии, германистки, скандинавистики и романистики, в кото рым обращался Буслаев в ряде своих спе циальных работ, опубликованных в «Очер ках» и «Пародпой поэзии», вроде, напри мер, «О сродстве славянских вил, русалок и нолудгащ с пемецкими эльфами и валь кириями»; «Песни древней «Эдды» о Зи- гурде и Муромская легенда» и пр. и пр. В. Шишмареву очень нравится, что в процессе своего дальнейшего путешествия «Веселовский так освоился в Италии, на столько проникся местными интересами, что у него появилась даже идея, а затем и возможность совсем устроиться в Ита лии, тем более, что в Москве о нем как- то забыли». В другом месте В. Шишмарев назы вает Италию просто «соперницей ро дины». Поэтому уже трудно удивиться, читая такие строки: «К речи о Пушкине Веселовский готовится серьезно, т. к. Пушкин был его любимым русским поэ том, в какой-то мере напоминавшим ему его итальянского любимца Боккаччо...». В. Шишмарев целиком и полностью припимает фальшивую теорию Веселов ского об иностранном происхождении древ них русских былин, а уж об апокрифи ческих сказаниях и говорить нечего. Так «Послание новгородского архиепископа Василия к тверскому епископу Федору, Относящееся к XIV веку», «носит на пер вый взгляд вполне русский характер», но потом выяспяется, что это «вроде... _не- мецкой поэмы (XIII век) Генриха Пейсн- штадтского». Повторяю, работы Веселовского, благо- / (даря его огромному знанию фактов, могут послужить полезным источником для че ловека, владеющего марксистской научной методологией. Но горе-последователи Ве селовского молятся на его худшие сторо ны, пропагандируют их и внедряют в умы молодежи самое ложное представление о месте и роли западно-европейской литера турной науки. Не должны ли презирум Академии •наI. к и Министерство высшего образова ния поинтересоваться тем, что у нас в Институте мировой литературы им. Горь кого и в Московском и в Ленинградском университетах возглавляют все дела ли тературного образования молодежи попу гаи Веселовского, его слепые апологеты? О ПЕРЕЖИТКАХ БУРЖУАЗНОГО НАЦИОНАЛИЗМА Когда проблема советского патриотизма и борьбы с низкопоклонством перед всем заграничным встает перед нашими нацио нальными республиками, то во многих из них говорят: советский патриотизм — это наша общая тема, по низкопоклонства у нас нет. Правильно ли это? Например, товарищи из прибалтийских республик, конечно, не будут отрицать, что в условиях сущест вования буржуазных правительств в Лат вии, Литве, Эстонии, там воспитывалось целое поколение под эгидой лженаучных западных теорий, там есть люди, усвоив шие самое вредное, «модное», эпигонское. Не будут и грузинские товарищи от рицать. что грузинский символизм, конеч но, вырос на какой-то своей почве, но и оп сложился в значительной мере под за падными влияниями французского симво лизма, и не случайно в «Голубых рогах» оказались люди, которые связаны с худ шими фашистствующими империалистиче скими кругами Запада. По есть и другая сторона, когда мы ставим тему о советском патриотизме: у советского патриотизма нет большего вра га и противника, чем пережитки, пред рассудки буржуазного национализма. Ведь буржуазному национализму особенно важ но увести в прошлое, идеализировать, под нять все самое косное, и отсталое, нацио налистическое из того, что было в npont- лом, чтобы сказать, что это прошлое было интереснее, чем настоящее. Ведь буржу азные националисты идеализируют это прошлое не в интересах развития наших республик. Всем уже известно, что бур жуазные националисты давным-давно яв ляются агентами иностранного капитала. Что их питает? Их питают, во-первых, отдельные охвостья этого национализма, которые еще остались, а также и просто капиталистические пережитки в сознании людей. И здесь еще нужна настоящая, серьезная борьба. Тему советского патриотизма нельзя поднять без правильного понимания раз вития собственной нации, ее пути. Вы помните, Центральный Комитет в постановлении о репертуаре наших теат-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2