Сибирские огни, 1947, № 4
только тем, что он эти абстрактно суще ствующие мировые темы решает по-свое му. Поэтому во всех этих главах мель кает конвейер фамилий писателей и поэ тов Западной Европы, причем Нусипов беззаботно прыгает из одного века в дру гой. А в этом конвейере мелькает имя Пушкина, который то продолжает что-то выдвинутое западно-европейским писате лем, то какой-нибудь западно-европейский писатель продолжает что-то такое за Пушкиным. Эта кпнга, помимо всего прочего, ужас но вульгарна. Из респекта перед всем за граничным Пусипову нужно взять под защиту Шекспира от Толстого. Как же он это делает? «Несправедливость толстовской крити ки Шекспира становится особенно ясной здесь (имеется в виду «Антоний и Клео патра», — Д. Ф.), потому что в этой трагедии Шекспир ближе к энохе Толсто го, к его образам. Иначе говоря, Шекс пир здесь во многом предвосхищает Тил- стого. Его Клеопатра во многом созвучна Наташе Ростовой и Анне Карениной». «Не перекликается ли через века тос ка Клеопатры после отъезда Антония в Рим с тоской Наташи в разлуке с Андре ем или с тревогой Аппы Каренипой, ког да Вронский уезжает на выборы, а еще больше, когда он гостит у матери?» Эта книга не только не имеет ничего общего с марксизмом, эта книга далеко не доросла до наших русских революцион ных демократов. «Пора нам перестать восхищаться ев ропейским потому только, что опо не азиатское», — писал Белинский. «Нам, русским, нечего сомневаться в нашем политическом и государственном значении. Из всех славянских племен только мы сложились в крепкое и могу чее государство, и как до Петра Велико го, так и после него до настоящей мину ты, выдержали с честью пе одно суро вое испытание судьбы, пе раз были на краю гибели и всегда успевали спасаться от нее и потом являться в повой и боль шей силе и крепости. В народе, чуждом внутреннему развитию, не может бьпь этой крепости, этой силы. Да, в нас есть национальная жизнь, мы призваны ска зать миру свое слово, свою мысль...». «Признаюсь, жалки и неприятны мне спокойные скептики, абстрактные челове ки, бсспачпортные бродяги в человече стве», — писал Белинский. Вот этих «беспачпортных бродяг в че ловечестве» советская литературная кри тика должна выводить па свежую воду. Встает вопрос: откуда могут возникнуть концепции русской литературы, подобные копцепции Пусинова, кто их родоначаль ник? Их родоначальник — Александр Весе ловский, основатель целой литературной школы в России, по-еледшаггели которой в до сих нор подвизаются в наших универ ситетах. Я бы сказал, что школа Алек- сайдра Веселовского, выкристаллизовав шаяся в конце прошлого и начале нынеш него века (он начал писать в шестидеся тых годах), — это та школа, которая- противостоит великой русской революци онно-демократической школе Белинского Чернышевского. Добролюбова. Она являет ся главной прародительницей низкопоклон ства перед Западом в известной части рус ского литературоведения в прошлом и на стоящем. В 1946 году издательство Ленинград ского университета выпустило небольшую книжечку «Александр Веселовский и рус ская литература» В. Шишмарева. Профес сор Шишмарев является в настоящее вре мя директором Института мировой литера туры имени Горького в Москве, т. е. ру ководителем самого крупного научного уч реждения в области советского литерату роведения. Редактором книги является, нроф. М. Алексеев, руководитель литера турного образования в Ленинградском университете. Автор книжечки и пе пытается скрыть, что он находится в плену самых худших сторон учения Веселовского. Вспоминая прежнюю свою работу о Веселовском, В. Шишмарев пишет: «Мы стремились тогда вскрыть то новое, что впес Веселов ский в метод историко-литературного ис следования и в постановку вопросов; мы подчеркивали, по преимуществу, его раз рыв с усвоенными им на родине приема ми работы и новыми навыками, приобре тенными им в западно-европейской шко ле». Оговоримся сразу: Веселовский—круп ный ученый по накопленным им фактиче ским знаниям в области .западно-европей ских литератур, особенно филологии и лингвистики. По это не снимает того об стоятельства, что Веселовский в шестиде сятых годах прошлого века целиком и полностью порвал с великой русской ре волюционно-демократической литературпой традицией и стал рабом романо-германской школы. В. Шишмарев, благоговея перед ипо- страппыми фамилиями, с упоением пере числяет Ессх тех немецких псевдоученых, среди которых Веселовскому удалось ска- ' зать «свое» слово в области «поэтики сюжетов» (как-то: Шерер, Карьер, Ваю- керпагель, Баумгарт, Э. Вольф, Л. Якобов- ский, Э. Гроссе, К. Боринский, К. Брух- ман, К. Бхохер и т. д. и т. д.!). Но
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2