Сибирские огни, 1947, № 4
вопросе. Эту ясность давным-давно пора внести. Имеются ли у нас явления низкопок лонства перед Западом в литературе? Да, они имеют место. Совершенно правильно выступил П. Тихонов в газете «Культура и жизнь» со статьей против книги И. Бу синова «Пушкин и мировая литература». Эта книга издана в 1941 году, долго жила, не встречая никакой критики, а это очень вредная книга. Законы общественного развития, откры тые Марксом и Лениным, — это всеобщие законы, но ни Маркс, ни Лепин не пред ставляют себе «безгосударственного», «без- национального» развития общества. И Маркс и Энгельс, а в особенности Ленин и Сталин, посвятили немало трудов выяс нению особенностей развития каждого па рода, государства. Без этого нет никакого марксизма. Как можно определить место Пушкина в мировой литературе? Для этого нужно проанализировать папиональную почву, которая породила Пушкина. Можно себе представить Пушкина без Отечественной войны 1812 года? Нет, она определила весь путь развития России на ближайшие десятилетия, в известном смысле опреде лила все развитие XIX века в России. В экономическом отношении эта война силь но подвинула Россию по пути капитали стического развития. Как всякая справед ливая война, она невероятно раскрыла пе ред русским пародом его силы, подняла его национальное самосознапие. У Грибоедова есть не написанная им, существующая только в конспекте пьеса, в которой он хотел показать русского крепостного крестьянина, как этот кре постной крестьянин, пройдя через горни ло Отечественной войны, пройдя через всю Европу, становится человеком с большой буквы. Но противоречия развития России состояли в том, что этот человек, возвра тившись к себе домой, мог быть выпорот помещиком на конюшне. Пушкин — это то, что дала наша рус ская нация в результате победы над На полеоном, где великая русская нация по казала свою богатырскую историческую силу. Но вот перед нами книга Пусинова «Пушкин и мировая литература». В этой книге вообще нет пи слова о том, что бы ла такая Отечественная война 1812 года. И нет даже попыток проанализировать, что, собственно, происходило в России в то время, когда был Пушкин. Основная мысль этой книги, что гениальность Пуш кина ие есть выражение особенностей исторического развития русской нации, что обязан был бы показать марксист, а задача этой книги — показать, что вели чие Пушкина состоит в том, что он «ев ропеец», что на все вопросы, которые по ставила Западная Европа, он, дескать, находил свои ответы. Очень характерно, как Нусинов объяс няет не такую широкую известность Пуш кина в Европе в свое время. Он объясняет это вовсе не тем, что зазнавшаяся неве жественная Европа не видела, что проис ходило в это время с великой русской на цией и поэтому наплевательски относи лась к такому гению русского народа, как Пушкин. А он это объяспяет тем, что Пушкин — это «европеец», свой брат среди западно-европейских гениев и по этому он там не мог звучать. «Нам кажется, чго Пушкин в меньшей степени стал в центре внимания западно го писателя и читателя потому, — пи шет Пусинов, — что оп... был не только по своей культуре, по и по своим твор ческим устремлениям, по своему миро созерцанию, по всему своему философско му характеру несравненно больше всеевро пейский писатель, чем Толстой и Достоев ский». «...Толстой и Достоевский отрицали За пад, противопоставляя ему свои восточные идеалы, идеалы России». Так и сказано: «восточные идеалы, идеалы России»! На этой концепции, что свет идет с Запада, а Россия страна «восточная», стоит эта книга. Пушкип сделай безнапионально-всемир- ным, всеевропейским, всечеловеческим. Как будто можно быть таким, выпрыгнув из исторически сложившейся нации, к ко торой ты принадлежишь, как будто мож но быть всечеловеческим вне нации, по мимо нации. Как и во всякой дрянпой книжке, здесь, ''конечно, выставлены всякие заградитель ные щиты, Говорится о Пушкине човт знает что, а потом, между строк, что Пуш кин — иеликий русский гений. По, по Нусинову, все дело в том, что Пушкин «продолжал и углублял западную культу ру», поскольку будущее русского народа было для Пушкина «немыслимо вне пу тей Запада». Так как Пушкип, по Пусппову, запад ный европеец, то поэтому сстествепно, что для этого «теоретика» Пушкин «Евгения Онегина», «Полтавы», «Медного вса.тпи- ' ка», сказок, Пушкин — певец пяпи Ари- пы Родионовны — совершенно безразли чен. Поэтому вся книга состоит только из следующих глав: Сцена из «Фауста», «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Анджело». Пусинов проповедует как бы абстракт но существующие извечные, «мировые» темы. П Пушкин гениален для НуснпОва
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2