Сибирские огни, 1947, № 4

вопросе. Эту ясность давным-давно пора внести. Имеются ли у нас явления низкопок­ лонства перед Западом в литературе? Да, они имеют место. Совершенно правильно выступил П. Тихонов в газете «Культура и жизнь» со статьей против книги И. Бу­ синова «Пушкин и мировая литература». Эта книга издана в 1941 году, долго жила, не встречая никакой критики, а это очень вредная книга. Законы общественного развития, откры­ тые Марксом и Лениным, — это всеобщие законы, но ни Маркс, ни Лепин не пред­ ставляют себе «безгосударственного», «без- национального» развития общества. И Маркс и Энгельс, а в особенности Ленин и Сталин, посвятили немало трудов выяс­ нению особенностей развития каждого па­ рода, государства. Без этого нет никакого марксизма. Как можно определить место Пушкина в мировой литературе? Для этого нужно проанализировать папиональную почву, которая породила Пушкина. Можно себе представить Пушкина без Отечественной войны 1812 года? Нет, она определила весь путь развития России на ближайшие десятилетия, в известном смысле опреде­ лила все развитие XIX века в России. В экономическом отношении эта война силь­ но подвинула Россию по пути капитали­ стического развития. Как всякая справед­ ливая война, она невероятно раскрыла пе­ ред русским пародом его силы, подняла его национальное самосознапие. У Грибоедова есть не написанная им, существующая только в конспекте пьеса, в которой он хотел показать русского крепостного крестьянина, как этот кре­ постной крестьянин, пройдя через горни­ ло Отечественной войны, пройдя через всю Европу, становится человеком с большой буквы. Но противоречия развития России состояли в том, что этот человек, возвра­ тившись к себе домой, мог быть выпорот помещиком на конюшне. Пушкин — это то, что дала наша рус­ ская нация в результате победы над На­ полеоном, где великая русская нация по­ казала свою богатырскую историческую силу. Но вот перед нами книга Пусинова «Пушкин и мировая литература». В этой книге вообще нет пи слова о том, что бы­ ла такая Отечественная война 1812 года. И нет даже попыток проанализировать, что, собственно, происходило в России в то время, когда был Пушкин. Основная мысль этой книги, что гениальность Пуш­ кина ие есть выражение особенностей исторического развития русской нации, что обязан был бы показать марксист, а задача этой книги — показать, что вели­ чие Пушкина состоит в том, что он «ев­ ропеец», что на все вопросы, которые по­ ставила Западная Европа, он, дескать, находил свои ответы. Очень характерно, как Нусинов объяс­ няет не такую широкую известность Пуш­ кина в Европе в свое время. Он объясняет это вовсе не тем, что зазнавшаяся неве­ жественная Европа не видела, что проис­ ходило в это время с великой русской на­ цией и поэтому наплевательски относи­ лась к такому гению русского народа, как Пушкин. А он это объяспяет тем, что Пушкин — это «европеец», свой брат среди западно-европейских гениев и по­ этому он там не мог звучать. «Нам кажется, чго Пушкин в меньшей степени стал в центре внимания западно­ го писателя и читателя потому, — пи­ шет Пусинов, — что оп... был не только по своей культуре, по и по своим твор­ ческим устремлениям, по своему миро­ созерцанию, по всему своему философско­ му характеру несравненно больше всеевро­ пейский писатель, чем Толстой и Достоев­ ский». «...Толстой и Достоевский отрицали За­ пад, противопоставляя ему свои восточные идеалы, идеалы России». Так и сказано: «восточные идеалы, идеалы России»! На этой концепции, что свет идет с Запада, а Россия страна «восточная», стоит эта книга. Пушкип сделай безнапионально-всемир- ным, всеевропейским, всечеловеческим. Как будто можно быть таким, выпрыгнув из исторически сложившейся нации, к ко­ торой ты принадлежишь, как будто мож­ но быть всечеловеческим вне нации, по­ мимо нации. Как и во всякой дрянпой книжке, здесь, ''конечно, выставлены всякие заградитель­ ные щиты, Говорится о Пушкине човт знает что, а потом, между строк, что Пуш­ кин — иеликий русский гений. По, по Нусинову, все дело в том, что Пушкин «продолжал и углублял западную культу­ ру», поскольку будущее русского народа было для Пушкина «немыслимо вне пу­ тей Запада». Так как Пушкип, по Пусппову, запад­ ный европеец, то поэтому сстествепно, что для этого «теоретика» Пушкин «Евгения Онегина», «Полтавы», «Медного вса.тпи- ' ка», сказок, Пушкин — певец пяпи Ари- пы Родионовны — совершенно безразли­ чен. Поэтому вся книга состоит только из следующих глав: Сцена из «Фауста», «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Анджело». Пусинов проповедует как бы абстракт­ но существующие извечные, «мировые» темы. П Пушкин гениален для НуснпОва

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2