Сибирские огни, 1947, № 4

вопросах мы еще идем ощупыо и слабо помотаем местным организациям. Руковод­ ство союза считает, что в Армении не занимаются воспитанием писателей, и не­ удачу молодого писателя превратили чуть ли не в политическое дело. А вокруг это­ го люди чувствуют какую-то неправду. И в союзе писателей Армении вдруг на­ чинаются расхождения по вопросу, как относиться к Анаит Саипяп. Это ли нам нужно? Нам нужно, чтобы все силы «плотились против действительных идей­ ных противников, чтобы была та идей­ ная ясность, при которой только и можно правильно работать. Неплохо работают молдавские поэты, появляются новые стихи. Но состояние в молдавской организации неудовлетвори­ тельное. Нем это объясняется? Объяс­ няется это тем, что когда вышло поста­ новление ЦК партии, молдавские това­ рищи на всенародном обсуждении произ­ ведений собственной продукции не оста­ вили камня на камне друг от друга. В результате получилось, что почти вся молдавская литература подходит под кри­ тику постановления ЦК партии. Признаться, товарищи из Молдавии, мы не можем с вами согласиться. Нам подав­ ляющее большинство из вас нравится. Мы о вас лучшего мнения. Значит, как- то неправильно вы в этом вопросе посту­ пили. Вы перессорились, друг друга по­ носите, а общественной жизни у вас нет. Не согласны мы с тем, что такой хоро­ ший поэт Молдавии, как Емельян Буков, чуть ли не ваш «идейный противник». Я думаю, что у Букова также бывают ошибки, как у многих поэтов. Но мы пе­ реводы Букова читаем, и нам он кажет­ ся неплохим поэтом. Надо действительно^, идейного противника видеть, а что же друг друга бить? ПЕРЕЛОМ К ТЕМАМ СОВРЕМЕННОСТИ ЕЩЕ НЕ СОВЕРШИЛСЯ Литература — на подъеме. Это верно. Но в чем прежде всего сказывается сла­ бость нашей работы"? Мы не сумели, хо­ тя срок прошел довольно значительный, совершить коренпой перелом к темам со­ временности, которого ждет от нас на­ род. Таких произведений, которые тракта- • вали бы проблемы нашей пятилетки и имели бы звучание в народе, еще очень мало. Во время войны мы правильно рас­ суждали, что мы хотим своим оружием участвовать в победе. Но неужели мы теперь, в годы пятилетки, в этих труд­ нейших условиях будем дожидаться, пока нятилетка будет выполнена, для того, чтобы ее «отобразить»? Есть известная косность в литературной среде, мешаю* щая переходу к этим современным темам, есть большая слабость в работе наших организаций снизу доверху в том, что мы еще не умеем ни вдохновить людей на новые темы, ни организационно помочь им теснее связаться с жизнью. На темы строительства нашей индуст* рии, о нашем рабочем человеке написал чудесный очерк Б. Галин «В Донбассе». Были хорошие очерки М. Шагинян, неко­ торые произведения появились в респуб­ ликах, я их называл. Но всего этого со­ вершенно недостаточно. В области колхозной темы, кроме на­ званных мною произведений, появились роман Г. Медынского «Марья», Д. Стоно­ ва «Раннее утро». Е. Мальцева «Горячие ключи», Н. Тощакова «Чарома». Нужные работы, но с недостатками. В том, что так мало у нас произведе­ ний о современности, виновата и крити­ ка: она еще не научилась по-настоящему рассматривать литературу с точки зрения народных потребностей. О СОВЕТСКОМ ПАТРИОТИЗМЕ И НИЗКОПОКЛОНСТВЕ ПЕРЕД ЗАГРАНИЦЕЙ Есть нейтральная, главная тема совре­ менности, в которой, как в фокусе, объе­ диняются все остальные темы. Это тема советского патриотизма. Мы должны показать всему нашему на­ роду и всему человечеству, что представ­ ляет собою наше советское общество, что представляем собой мы, советские люди, в сопоставлении с капиталистическим об­ ществом, с человеком, воспитанным импе­ риализмом, капитализмом. Мы, писатели, больше, чем кто-либо другой, можем и должны сказать о том, что такое наш, советский строй, каковы «го преимущества, показать величие со­ ветского человека. Эго генеральная тема на большой период времени. Она разно­ образна, имеет мпого сторон. Но мы долж­ ны эту тему поднять во что бы то ни стало. Среди отдельных представителей па­ шей интеллигенции далеко еще ие изжито известное преклонение перед заграницей, респект перед всем заграничным, низко-i поклонство, как было сказано в постанов­ лении ЦК партии. А для того, чтобы под­ нять эту тему советского патриотизма, мы должны особенно ясно видеть проявле­ ние низкопоклонства перед иностранщи­ ной в среде литераторов, в нашей литера­ туре. Несмотря на происходящий в нашей критике поворот к наступлению на реак­ ционную идеологию Запада, все-таки, оче­ видно, в среде наших критиков и литера­ туроведов еще нет должной ясности в этом

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2