Сибирские огни, 1947, № 4
имеют прямое отношение в нашей совре менности. Вышла пенная книга Б. Бялика о Горьком, в которой дана правильная трак товка пути Горького, освещены важные вопросы социалистического реализма. Появляются первые монографии о со временниках. И. Векслер пишет об Алек сее Толстом, Л. Скорино написала о П. Бажове. В журналах печатаются монографиче ские статьи о советских писателях. Оживилась работа издательства «Совет ский писатель», есть заметное улучшение в работе «Литературной газеты» — она стала острее ставить идеологические воп росы. Тем не менее, наша критика и в «Литературной газете», и в толстых жур налах еще не играет той роли, которую мы от пее ждем. Улучшение журналов, издательств. «Литературной газеты», конечно, тоже .свидетельствует о подъеме литературной жизни. СОСТОЯНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И четвертый объективный признак подъема: в наших писательских организа циях жизнь течет более оживленно, чем раньше, более активно работают секции, комиссии, организации наши более ак тивно вмешиваются в жизнь, больше за нимаются непосредственно творческими вопросами. Я позволю себе остановиться на работе ■некоторых республиканских писательских организаций, Жизпь бьет ключом в тех писательских организациях, где сумели правильно определить идейного противни ка, сумели правильно примешать мудрее постановление Центрального Комитета, где создана в умах идейпая ясность. Возьмите, например, Украину. Украи на переживает, несомненно, большой подъем литературной жизни. Почему? По тому что на Украине с помощью Цент рального. Комитета партии Украины очепь правильно определили противника — это пережитки буржуазного национализма в сфере исторической науки, в сфере ли тературоведения, в области литературы. В первые месяцы после постановления ЦК не чувствовалось никакого движения в Белоруссии, потому что там наши то варищи не смогли сразу определить идей ное направление борьбы. Но затем, с по мощью партии, белорусские товарищи раскритиковали идейные ошибки в своей литературе, и теперь у них жизнь стала живее. В прибалтийских республиках положе ние сложнее, это республики молодые. Не без известной раскачки там удалось про яснять идейные позиции, покритиковать идейные ошибки. Сейчас в прибалтийских республиках несомненный перелом — и в Латвии, и в Литве, п в Эстопии. Это, прежде всего, сказывается в том, что пи сатели более старшего поколения начали писать па советские темы, появились но вые писатели, которые пишут о нашей современности. До тех пор, пока ЦК партии Казахста на не. вскрыл националистических извра щений в работах Института литературы и языка Казахстана, положение па ли тературном фронте здесь было явно не удовлетворительным. ЦК партии Казах стана вскрыл эти извращения, вынес большое принципиальное решепие. Сейчас лучше обстоит дело в писатель ской организации республики. Это прежде всего гиднр по журналам. Например, по 2-му и 3-му номерам казахского лите ратурного журнала мы видим поворот к современной тематике. Правда, пока еще больше очерков, если не говорить о сти хах (поэзия здесь Идет впереди), но сре ди этих очерков есть прекрасный очерк Ауэзова. Таким образом, уже обозначился перелом, жизнь идет более активно. Но можно назвать организации, в ко торых люди хорошо пишут, а в их ли тературной жизни, однако, не все благо получно. В Армепии, например, появляются но вые произведения, пишутся стихи, — все это есть. Но не чувствуется живой общественной жизни. Старшее поколение армянских писателей мало принимает участия в работе. Армянские товарищи не выдвигают новых вопросов. В их прес се огонь критики направлен подчас не на те явления, которые должны находиться в центре идейной борьбы. Педавпо секре тариату Пришлось разбирать произведение молодой армянской писательницы Анаит Саинян. В произведении есть крупные ошибки, заслуживающие серьезной, но товарищеской критики. Огонь этой крити ки нужно, было бы направить и на ре дактора, который не помог автору испра вить ошибки в процессе работы. Критика в Армении откликнулась па книгу Анаит Саинян серией изничто жающих статен. Этот непонятный шум вокруг се книги продолжается и сейчас. Но почему бы армянским товарищам, столь увлекшимся изобличением молодой писательницы, не посмотреть, что про исходит на историческом фронте, в ли тературоведении, в области историче ских романов, которые написаны видны ми писателями Армении? Все ли трак туется правильно в истории Армении? Главный недостаток нашего руковод ства сейчас состоит в том, что во многих
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2