Сибирские огни, 1947, № 4
ках. Было бы затруднительно перечислять их в докладе. Среди поэтических произведений мне хочется отметить несколько и, прежде всего, цикл югославских стихов Николая Тихонова. Эта прекраспая поэтическая книга служит делу укрепления дружбы между славянскими народами. Далее нуж но отметить стихи Н. Заболоцкого, по явившиеся в «Новом мире», посвященные нашему строительству, основной теме дня; стихи казахского поэта Бекхожина «Кел- темасат» и «Легенда о Сыр-Дарье» — в этих стихах особенно Наглядно видеп пе- реход от тем традиционного воспевания батыров казахского народа, которые были раньше излюбленной темой Бекхожипа, к темам современности, где героем Бекхожи на становится наш современник — строи тель новой жизни. Интенсивно и продуктивно работают на ши драматурги. За эго время закончены,— некоторые уже поставлены на сцене, — или близки к окончанию пьесы вид нейших наших драматургов. Это пьесы К. Симонова, Н. Погодина, С. Михалкова, Б. Горбатова, П. Нилина, В. Соловьева, И. Вирты, М. Алигер, В. Кожевникова и И. Прута, Б. Ромашова, Вс. Пвапова, А. Софронова, В. Овечкина, П. Маркиша, A. Якобсона, Ило Мосашвили, С. Шапшиа- швили и др. По буду говорить о пьесе Симонова «Русский вопрос». Теперь уже все знают значение этой вещи. Мне хочется отме тить три пьесы на колхозную тему: B. Овечкина «Бабье лето», П. Пилина «На белом свете» и Н. Вирты «Хлеб наш насущный». Эти пьесы имеют и свои до стоинства и свои недостатки. Среди них по правдивости изображения характеров наших колхозниц мне кажется самой зна чительной пьеса В. Овечкина. К сожале нию. в ней сказывается, что В. Овечкин — «закоренелый прозаик»; отсюда и сла бые стороны пьесы, но их можно устра нить, потому что есть главное: живые люди. Мне кажется талантливой, ценной, хо тя п не лишенной недостатков пьеса П. Пилина «На белом свете». Она берет жизненную тему — борьбу колхозников за их общественные интересы против эгоистических частпых интересов. Пьеса II. Вирты — прямой отклик на известные решения партии и правитель ства о колхозах. В пей есть недостатки: она паписана чрезвычайно торопливо; вто ростепенные образы, где И. Вирта может дать яркий бытовой колорит, вышли до вольно удачно, а осповные, ведущие пер сонажи явно недоработаны. II. Вирта про должает работать над этой пьесой и смо жет довести ее до надлежащего уровня. Появление такого рада драматических про изведений, берущих коренные жизненные темы, нельзя не признать знаменатель ным. Нужно отметить и пьесу С. Михалкова «Красный галстук». Это хорошая, вполне современная пьеса о наших ребятах пио нерского возраста, посвященная очень серьезной моральной теме. Песомпенпо, опа будет иметь большое воспитательное зна чение. Среди произведений писателей, которых мы мс^кем назвать мастерами нашей, со ветской литераруры, несомненно, имеются произведения, свидетельствующие о неко торых трудностях перехода на новую те матику. Особенно это сказывается в обла сти драматургии, как в самом сложном жанре. Здесь наши авторы терпят порою наибольшие поражения. Тем не менее ра бота наших писателей свидетельствует о коренном переломе, происшедшем в совет ской литературе. Серьезным признаком подъема является также небывалый приток молодежи в ли тературу, — чрезвычайно талантливой; она идет, главным образом, в область по эзии, но это сказывается и в области прозы; к сожалению, значительно слабее — в драматургии. Трудпо даже перечис лить фамилии молодых поэтов и прозаи ков, — так их много. Каждый читающий наши журналы это видит. Очень показа тельно, что Сталинские премии 1946 г. присуждены новым авторам, в том числе авторам первых книг. Кроме произведений, удостоенных Сталинской премии, в обла сти прозы появились незаурядные произ ведения Г. Березко, Т. Семушшна, Э. Ка закевича. Начался печатанием в «Октяб ре» роман Г. Коновалова «Университет». -Там же напечатан роман С. Бабаевского и, наконец, замечательны! роман, две части которого уже опубликовапы, — «Знаме носцы» А. Гончара («Новый мир»). Очень радует роман А. Гопчара — и потому, что это свежее литературное имя, и потому, что этот роман принадлежит украинскому прозаику; давно в украин ской прозе не было притока новых сил. Сейчас в украинской прозе вообще на чался знаменательный подъем, и появле ние такого, талантливого писателя, как А. Гончар, лучше всего свидетельствует об этом подъеме. Роман Г. Коновалова «Университет» рисует, главным образом, довоенный период. Здесь впервые показа на жизнь нашего вуза, нашей профессу ры. В романе есть три очень существен ные для нас линии: проникновение *-ь различные области науки марксизма-ле- нинизма; пересмотр научного наследства, некритически заимствованного на Западе, изображение того, как все больше пропи-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2