Сибирские огни, 1947, № 4

ках. Было бы затруднительно перечислять их в докладе. Среди поэтических произведений мне хочется отметить несколько и, прежде всего, цикл югославских стихов Николая Тихонова. Эта прекраспая поэтическая книга служит делу укрепления дружбы между славянскими народами. Далее нуж­ но отметить стихи Н. Заболоцкого, по­ явившиеся в «Новом мире», посвященные нашему строительству, основной теме дня; стихи казахского поэта Бекхожина «Кел- темасат» и «Легенда о Сыр-Дарье» — в этих стихах особенно Наглядно видеп пе- реход от тем традиционного воспевания батыров казахского народа, которые были раньше излюбленной темой Бекхожипа, к темам современности, где героем Бекхожи­ на становится наш современник — строи­ тель новой жизни. Интенсивно и продуктивно работают на­ ши драматурги. За эго время закончены,— некоторые уже поставлены на сцене, — или близки к окончанию пьесы вид­ нейших наших драматургов. Это пьесы К. Симонова, Н. Погодина, С. Михалкова, Б. Горбатова, П. Нилина, В. Соловьева, И. Вирты, М. Алигер, В. Кожевникова и И. Прута, Б. Ромашова, Вс. Пвапова, А. Софронова, В. Овечкина, П. Маркиша, A. Якобсона, Ило Мосашвили, С. Шапшиа- швили и др. По буду говорить о пьесе Симонова «Русский вопрос». Теперь уже все знают значение этой вещи. Мне хочется отме­ тить три пьесы на колхозную тему: B. Овечкина «Бабье лето», П. Пилина «На белом свете» и Н. Вирты «Хлеб наш насущный». Эти пьесы имеют и свои до­ стоинства и свои недостатки. Среди них по правдивости изображения характеров наших колхозниц мне кажется самой зна­ чительной пьеса В. Овечкина. К сожале­ нию. в ней сказывается, что В. Овечкин — «закоренелый прозаик»; отсюда и сла­ бые стороны пьесы, но их можно устра­ нить, потому что есть главное: живые люди. Мне кажется талантливой, ценной, хо­ тя п не лишенной недостатков пьеса П. Пилина «На белом свете». Она берет жизненную тему — борьбу колхозников за их общественные интересы против эгоистических частпых интересов. Пьеса II. Вирты — прямой отклик на известные решения партии и правитель­ ства о колхозах. В пей есть недостатки: она паписана чрезвычайно торопливо; вто­ ростепенные образы, где И. Вирта может дать яркий бытовой колорит, вышли до­ вольно удачно, а осповные, ведущие пер­ сонажи явно недоработаны. II. Вирта про­ должает работать над этой пьесой и смо­ жет довести ее до надлежащего уровня. Появление такого рада драматических про­ изведений, берущих коренные жизненные темы, нельзя не признать знаменатель­ ным. Нужно отметить и пьесу С. Михалкова «Красный галстук». Это хорошая, вполне современная пьеса о наших ребятах пио­ нерского возраста, посвященная очень серьезной моральной теме. Песомпенпо, опа будет иметь большое воспитательное зна­ чение. Среди произведений писателей, которых мы мс^кем назвать мастерами нашей, со­ ветской литераруры, несомненно, имеются произведения, свидетельствующие о неко­ торых трудностях перехода на новую те­ матику. Особенно это сказывается в обла­ сти драматургии, как в самом сложном жанре. Здесь наши авторы терпят порою наибольшие поражения. Тем не менее ра­ бота наших писателей свидетельствует о коренном переломе, происшедшем в совет­ ской литературе. Серьезным признаком подъема является также небывалый приток молодежи в ли­ тературу, — чрезвычайно талантливой; она идет, главным образом, в область по­ эзии, но это сказывается и в области прозы; к сожалению, значительно слабее — в драматургии. Трудпо даже перечис­ лить фамилии молодых поэтов и прозаи­ ков, — так их много. Каждый читающий наши журналы это видит. Очень показа­ тельно, что Сталинские премии 1946 г. присуждены новым авторам, в том числе авторам первых книг. Кроме произведений, удостоенных Сталинской премии, в обла­ сти прозы появились незаурядные произ­ ведения Г. Березко, Т. Семушшна, Э. Ка­ закевича. Начался печатанием в «Октяб­ ре» роман Г. Коновалова «Университет». -Там же напечатан роман С. Бабаевского и, наконец, замечательны! роман, две части которого уже опубликовапы, — «Знаме­ носцы» А. Гончара («Новый мир»). Очень радует роман А. Гопчара — и потому, что это свежее литературное имя, и потому, что этот роман принадлежит украинскому прозаику; давно в украин­ ской прозе не было притока новых сил. Сейчас в украинской прозе вообще на­ чался знаменательный подъем, и появле­ ние такого, талантливого писателя, как А. Гончар, лучше всего свидетельствует об этом подъеме. Роман Г. Коновалова «Университет» рисует, главным образом, довоенный период. Здесь впервые показа­ на жизнь нашего вуза, нашей профессу­ ры. В романе есть три очень существен­ ные для нас линии: проникновение *-ь различные области науки марксизма-ле- нинизма; пересмотр научного наследства, некритически заимствованного на Западе, изображение того, как все больше пропи-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2