Сибирские огни, 1947, № 3
раваевой. В них воплощено творческое на. чало советской жизни. Второй роман «Разбег» состоит из двух частей: «Весенний шум» и «Наступление». Время — 1942- г. Период провала немец кого блицкрига. Сталинградские дни. Со ветская промышленность начинает наступ ление — на фронт могучим потоком посту пает советское оружие: ’ танки, самолеты, артиллерия. В напряженнейшем труде фор мируется новое поколение рабочего класса. «Эти люди как весенний шум, это буду щее, которое борется вместе с нами». Роман «Кленовый лог», завершающий трилогию (над которым сейчас работает Караваева), охватывает период с 1943 г. до конца войны. Действие перемещается с Урала в западные области России. Моло дые герои возвращаются в родной Кле- новск, откуда только что изгнаны немцы, и начинают восстановление и переустрой ство всего разрушенного врагом. Трилогия заканчивается хронологически в преддверии новой пятилетки. Главным героем трилогии является со ветское юношество: «Родина сказала этой зеленой 'молодежи: помоги, мне трудно... И они пошли, ибо эта война — война всех поколений». Грозное время заставило мо лодых героев А. Караваевой стать в один ряд со взрослыми, сделаться организато рами, руководителями, новаторами техни ки. Характерная черта юных героев три логии — их раннее возмужание (Игоря Чувилева, Сони, Суицова и других), это результат отнюдь не познания изнанки жизни, ее ужасов и тягот, но результат осознания своей ответственности за судь бы Родины. Участие в героическом труде всего народа подымает героев Караваевой. Они старше своих сверстников не уста лостью и горечью пережитого, но высоким уровнем 'сознания. И в этом одно из отли чий советского героя от представителей «погибшего поколения», рожденных за падной литературой после первой мировой войны. Анна Караваева в своей трилогии пока зывает, что героический т р у д возвышает человека, раскрывая ему самому — чего он стоит. «Новичкам» присуща боязнь новизны. Попав на завод, Юля Шанина — девушка- горожанка и колхозный парнишка Зятьев, оба оказываются вырванными из привыч ного быта. Завод пугает их. «Я пашню люблю, — сознается Зятьев, — косовицу люблю и когда хлеб молотят. Зимой в лес ездить люблю на делянку». И с горечью добавляет: «Да только уплыло все у ме. ня из рук. Отца, мать и колхоз наш слов но я во сне видел». Зятьев и Юля внут ренне сопротивляются переходу в новую заводскую жизнь. Им кажется, что у них «ничего не выйдет»; что они никогда не станут хозяевами машин. Сталевар Нечгаорук наблюдает за своим подручным, он понимает, что Зятьев еще «не развернулся», что его еще «не встрях нуло». Мастер обращается к гордости, к 'внутренней душевной силе, ученика. «Уч ти, что сталь трусов не любит!» — гово рит он юноше. — А ну, подыми заслонку, хлопче. А, уже бушевать начинает! Ну, есть у тебя охота такой вот бурей владеть?» Стале вар оставляет ученика самостоятельно вести плавку, и успех рождает в Зятьеве уверен ность в себе, в своих силах. Подбадривает, тянет вверх и Толя Сун- цов свою ученицу, беспомощную, боязли вую Юлю. Сунцов любит ее. Любовь рож дает у него стремление сделать из Юли настоящего человека. Возникают сразу’ мо ральные обязанности. Чувствуя ответствен ность за счастье любимой девушки, он, сам еще юноша, 1 воопитывает 'ее, «жалея и прощая», «полный неистощимого терпе ния и забЬты о ней». Юля раскрывается, когда затронута ее гордость. Она случай но попадает в группу стахановцев, которых рисует художник для заводской выставки. Ребята возмущены; Юля «отсталая» и «не имеет права здесь быть». Юля понимает и принимает Их упреки. Но в ней вдруг возникает ощущение своей силы, она осо знает, что от нее самой зависит стать иной. Толчком к этому внутреннему пробужде нию являлось то, что художник «поверил в нее», поверил, что «она может быть та. кой, какой он ее нарисовал». Соня Челищева, организовав женскую бригаду электросварщиц, в свою очередь, обращается к внутренним силам своих уче ниц. Она находит 'ключ к душе Ольги Петровны Шаниной, мещаночки, мечтаю щей о чистенькой, спокойной жизни. Соня открывает перед ней новые горизонты, по казывает 'ВОЗМОЖНОСТЬ иной жизни. «Вы вслепую живете, — •говорит она Шаниной. — А вы должны и мажете быть сильной, умной, верной». Соня рассказывает, как из менились морально-этические нормы, как повысились в обществе требования к от дельному человеку. 'На слова Шаниной, что она «честно живет», ибо «честно зара батывает на хлеб», Соня отвечает: «О, вы думаете, жить — это только зарабаты. 'вать хлеб насущный, есть, пить, оде ваться?» «Ну, а что же еще?» «Нет, жить сейчас по-иастоящему, честно жить — значит спасать Родину». Соне присуще поэтическое отношение к жизни, жажда подвига. Она верит в человека, в лучшие его свойства; «когда душа загорится, вы столько сделаете, что сами удивитесь», — говорит ода своим электросварщицам. Труд обогащает и усложняет внутрен нюю жизнь героев Караваевой. В своей трилогии А. Караваева снова возвращается к теме разоблачения мещан ства, собственничества. Молодым созида телям противостоит в романе молодой хо зяйственник — Тербенев. Он принадлежит к «робким, вялым душам», которые «всего нового боятся». «Алешка — мыльный пу зырь» — называют его сверстники. «Ди. рективный умник» — определяет его парт орг завода Пластунов. Тербеневу нет и тридцати лет. Он вырос и сформировался при советской власти, но все же это человек вчерашнего дня. Когда его выдвигают на серьезную большую ра боту, порочность его мировосприятия вы ступает со всей очевидностью. Он — ма ленький, узкий индивидуалист, который
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2