Сибирские огни, 1947, № 3
•с квадратного йетра, получение 12 тонн было перед самой войной высоким рекор дом. Великая Отечественная война породила плеяду новых рабочих — сталинских ма стеров — смелых и упорных новаторов. Анна Караваева, наблюдая кипучую твор ческую жизнь советского тыла, поняла, что писатели в большом долгу перед страной, перед героическим рабочим классом. Перед нею встала задача историка. «Я знаю, что когда эти дни испытаний, эта страшная война окончится, — сказала писательница В сентябре 1942 года, — тогда захочется заглянуть в эту нашу ближайшую исто рию. Эти дни будут полыхать как металл. Урал чудесным трудовым напряжением вы носит огромную тяжесть новых времен. Как веля себя люди в эти дни? — вот о чем нас спросят». Караваева обратилась к документальной прозе, считая, что рассказ о живых людях важен как подлинное свидетельство о жиз ни целой эпохи. Сталинские мастера, ре ально существовавшие и боровшиеся за по беду — эти «новые люди должны остаться, в картине, которую нарисуют позднее о днях Отечественной войны» — считала А. Караваева, выступая в роли летописца. Она сознается, что не чувствовала себя в праве «брать жизнь рабочего класса, как сырье для моих романов и повестей», пока не будет записана реальная история этих дней. Рабочие-творцы «такую махину тру да подняли», и долг писателя, считала Караваева, был — ввести их в историю с их реальными, героическими деяниями. «В Невьянском руднике мне подарили лимо нит, темный минерал, напоминающий вы. сохшее, потемневшее лимонное мясо. На темном фоне — искорки золота. Если мои лесть повестей послужат маленькой искор кой лимонита в огромных пластах бога тейшего неразработанного жизненного ма териала, то я буду удовлетворена, — они вс-йдут в историю наших дней». Книга А. Караваевой объединяет шесть документальных повестей о наших совре менниках, знатных сталеварах Урала. В повестях, основанных на подлинных био графических фактах, на описании реальных поступков, высказываний и размышлений героев Караваевой — возникает облик но вого советского человека, раскрывшегося полно и ярко в испытаниях военного вре мени. Творческий труд стахановцев идейно, по литически осмыслен. Борьба за советскую родину, за право быть человеком-творцом составляет содержание жизни таких нова торов производства, как Боеый, Сидоров- ский, Валеев и другие. Таков герой А. Караваевой сталевар Дмитрий Сидоровский («Дмитрий из дерев ни «Соловьи»). Он видит: под влиянием большого духовного напряжения, какое рождается сознанием, что от успешности труда зависит победа на фронте, зависит судьба всей страны, — в нем и в окру жающих его людях возникают новые ка чества — упорство, стойкость, неутоми мость в. труде. Исчезают спокойствие и благодушие... «Мы, ударники, конечно, соревновались, — рассказывает Сидоровский, — но в этом не было ничего похожего на нынешнее со ревнование. Работали старательно, однако, совсем спокойно... Так и жили, и любому казалось, будто мы знаем свои силы от начала до конца. И — вот, подите же, — оказывается, мы не знали себя. Грянула война, и увидели мы, что своих возмож ностей не знали!..». 1 ерои повестей А. Караваевой показаны в коллективе. Они отнюдь не одиночки, не понятые своим временем. Наоборот, они окружены последователями. Разбудив дре мавшие вокруг них силы, они должны бо роться за право носить имя новатора. Две повести А. Караваевой, посвящен ные сталеварам Валееву и Сидоровскому, даже композиционно связаны непрерывным соревнованием этих двух друзей-соперни- ков, которые упрямо не уступают друг другу пальму первенства, ставя все новые и новые рекорды. Это — соревнование в 1 мастерстве, в творчестве, где человече ская мысль достигает предельного напря жения. Стремление к дерзанию объединяет и азартного, горячего Валеева, и сдержан ного, волевого Сидоровского. А. Караваева так заканчивает повесть «Дмитрий из села «Соловьи»: «Они стояли перед своей печью и оба понимали, к чему обязывает их достигну тая ими высота: на ней надо закрепиться. Об этом они не сказали друг другу ни слова, потому что слишком хорошо это по нимали, да и некогда было: завалка про шла быстро, и печь, только что захлоп нувшая свой зев, уже властно гудела, го товясь рождать новый поток стали, неис сякаемый, как сама жизнь». Творчество, искания новых! путей в тру де становится естественным жизнепроявле- шем герое® Караваевой. Писательница по казывает рождение новой советской интел лигенции — людей труда, мыслящих и изобретающих не в тиши кабинетов, а на колхозных полях, у заводских станков. На новую высоту поднял человека свободный созидательный труд. На Урале была начата Анной Каравае вой трилогия производственных романов: время действия с осени 1941 г. по конец войны. Первый роман трилогии «Огни», опубликованный в 1944 г., рисует период «великого переселения заводов», их пере базировку с юга на Урал, в Сибирь, «при живание» друг к другу северных и южных заводов, отпочкование новых, возникновение могучей советской оборонной промышлен ности. Идет процесс ломки сознания мил лионов людей, ломки старых технических и житейских навыков, рождение новаторской технологии тысячников, «технологии воен ного времени». Один из руководителей ле согорского завода («Огни») так определил этот процесс: «приходится беспощадно ло мать всякое старье и прямо-таки вклады вать в руки человека... новую веру в свои / силы и возможности». Носителями этой веры в человека являются большевики Ка-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2