Сибирские огни, 1947, № 3
Собственнические инстинкты пробуж даются в Баюкойе, он жадно держится за свое добро, боятся разорить «двор!»' и от казывается что-лйбо выделить из хозяйства Марине. Он «оверКает ее жизнь, т. к. Ма рина из «самостоятельного» человека, пол ноправной хозяйки превращается в парню, в нищенку — «безимущую и бездворовуга». В повести есть образ «свой городской женщины, некрасивой, но дельной, ласко вой и человечной Олимпиады. Она стано вится на защиту Марины, доказывая Сте пану, что его жена такой же человек, как он сам, имеет право на счастье, что нельзя ее’ загонять в кабалу, подчинять власти вещей. Степан любит Олимпиаду, ибо видит в ней воплощенными то новое отношение к людям, те лучшие человеческие качества, все То, к чему страстно тянется сам, и что было заслонил от «его «двор». Борьбу Степана с жадной своей «косматой» ду шой, его освобождение от власти «двора», земли — показывает А. Караваева. весть ее говорят о том, что не всякий'труд возвышает человека, а только тот, который свободен от духа собственничества. Теме освобожденного труда посвящен роман Караваевой «Лесозавод» (1927 г.), который дает картину восстановительного периода, рисует созидательную деятель ность народа в новых исторических усло виях. Роман был начат еще в 1923 г. и окон чен только через четыре года. В этот пе риод своей жизни Айна Караваева дея тельно работает в газете «Красный Ал тай», разъезжает в качестве корреспонден та по заводам. Пишет очерки, статьи. Ог ромное впечатление на нее произвела по ездка на лесозавод, где она увидела но вых людей в их новом отношении к тру ду. Корресповдентокие записи вышли за рамки газеты, переросли в художественное повествование. Роман заканчивался А. Караваевой уже в г. Ульяновске, куда она К этому време ни переехала вместе со своей семьей. Опубликовал «Лесозавод» в 1927 г. мо сковский литературно - художественный журнал «Октябрь». Роман был встречен с большим интересом не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Его тотчас же переиздали социал-демократические изда тельства Германии, где «Лесозавод» вы держал три Издания. Появился роман в переводах и на Итальянский и голланд ский языки. С этого Произведения тема труда, Тема созидания становится цент ральной темой творчества Анны Кара ваевой. В 1929 г. Караваева, находясь уЖе в Москве, пишет очерк о социалистическом соревновании на заводах. Трёхгорной ма- нуфаКТуре, т’екстилям лоовящеНы кгногие- из них. Вьйсодит отдельная книга очерков — «Цеха в пути». В 1930 г. Карав'аеВа выпускает повесть «Крутая ступень», • по священную молодежи, которая' показана как активная сила в производственной жизни заводов, как деятельный участник соцсоревнований. Тема труда; впервые поставленная А. Ка раваевой в двадцатых годах, полуНИт пол ноценную разработку позднее в трилогии ее романов, начатых писательницей в пе риод Великой Отечественной войны. Творческая работа всегда сочеталась у Анны Караваевой с практической деятель ностью. Перед войной Караваева в течение ряда лет успешно руководит в Москве юношеским толстым литературно-художе ственным журналом «Молодая Гвардия», яа. ботлмво выращивая писателей, выдвигая новые имена. Именно здесь был напечатан роман «КаК закалялась сталь» тогда еще никому неиз вестного начинающего писателя Николая Островского. Караваева сразу оумеля раз глядеть своеобразие его дарования; понять силу и новизну мнили. Ник. Островскому была оказана помощь и творческая и ма териальная. Недаром молодой писатель го ворил: «Молодая Гвардия» для метя род ное имя. Она меня ввела в литературу, и с «Молодой Гвардией* я никогда Ие порву родственных связей» (2/ХН—1935 г.), а'об ращаясь в письмах к Анне Караваевой, называл себя ее «другом» и «воспитанни ком». А. Караваева еще до появления в печати «Малахитовой шкатулки» открыла П. Ба жова, первая написала о его сказах, оце нив произведения чудесного уральского сказочника, как замечательное явление со ветской литературы. Новый этап в творчестве Анны Каравае вой тесно связан с годами Великой Отече ственной войны. Во время войны Анна Караваева в каче. стве корреспондента «Правды» уезжает на Урал. Она пишет многочисленные статьи и очерки о самоотверженном труде героев военного тыла. И снова, как в прежние го ды, живые наблюдения, встречи и беседы с трудовыми людьми оказываются для пи сательницы неисчерпаемой сокровищницей тем, сюжетов, материалов для ее творче ской работы. На Урале наПиса-на книжка документальных повестей о сталеварах — новаторах Производства («Сталинские масте ра», 1943 г.). В конце сентября 1942 г. на собрании писательской колонии в г. Сверд ловске А. Караваева прочла отрывки из этой книжки. В своем выступлении вне рассказала о тех задачвх, какйё ставила перед соббй, приступая к новой работе. Очерки’ о сталеварах Урала родились в ре зультате корреспондентских поездок. Ка раваева на уральских заводах-гигантах увидела «многообразие и напряженность труда и чудесных людей». Она рассказы вает: «Я видела, как в огромных светлых цехах читали письма товарищу Сталину, Как волновались люди, давая обещания Сталину», видела Караваева и тот герои ческий труд,' который породила реализация взятых на себя рабочими великих обяза тельств. Караваева говорит: «Когда один из знатных сталеваров сказал мне: «Знае те, какой для меня самый высший закон в жизни? — Сталин», я ему поверила, так как он подкрепил свои слова делбм, сияв 18,1 тойны стали с квадратного метра по да печи». Понять весомость этой цифры можно, если вспомнить, чТо еще в начале 30-х годов мартены давали всего 6— 7 тонн
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2