Сибирские огни, 1947, № 3

Собственнические инстинкты пробуж­ даются в Баюкойе, он жадно держится за свое добро, боятся разорить «двор!»' и от­ казывается что-лйбо выделить из хозяйства Марине. Он «оверКает ее жизнь, т. к. Ма­ рина из «самостоятельного» человека, пол­ ноправной хозяйки превращается в парню, в нищенку — «безимущую и бездворовуга». В повести есть образ «свой городской женщины, некрасивой, но дельной, ласко­ вой и человечной Олимпиады. Она стано­ вится на защиту Марины, доказывая Сте­ пану, что его жена такой же человек, как он сам, имеет право на счастье, что нельзя ее’ загонять в кабалу, подчинять власти вещей. Степан любит Олимпиаду, ибо видит в ней воплощенными то новое отношение к людям, те лучшие человеческие качества, все То, к чему страстно тянется сам, и что было заслонил от «его «двор». Борьбу Степана с жадной своей «косматой» ду­ шой, его освобождение от власти «двора», земли — показывает А. Караваева. весть ее говорят о том, что не всякий'труд возвышает человека, а только тот, который свободен от духа собственничества. Теме освобожденного труда посвящен роман Караваевой «Лесозавод» (1927 г.), который дает картину восстановительного периода, рисует созидательную деятель­ ность народа в новых исторических усло­ виях. Роман был начат еще в 1923 г. и окон­ чен только через четыре года. В этот пе­ риод своей жизни Айна Караваева дея­ тельно работает в газете «Красный Ал­ тай», разъезжает в качестве корреспонден­ та по заводам. Пишет очерки, статьи. Ог­ ромное впечатление на нее произвела по­ ездка на лесозавод, где она увидела но­ вых людей в их новом отношении к тру­ ду. Корресповдентокие записи вышли за рамки газеты, переросли в художественное повествование. Роман заканчивался А. Караваевой уже в г. Ульяновске, куда она К этому време­ ни переехала вместе со своей семьей. Опубликовал «Лесозавод» в 1927 г. мо­ сковский литературно - художественный журнал «Октябрь». Роман был встречен с большим интересом не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Его тотчас же переиздали социал-демократические изда­ тельства Германии, где «Лесозавод» вы­ держал три Издания. Появился роман в переводах и на Итальянский и голланд­ ский языки. С этого Произведения тема труда, Тема созидания становится цент­ ральной темой творчества Анны Кара­ ваевой. В 1929 г. Караваева, находясь уЖе в Москве, пишет очерк о социалистическом соревновании на заводах. Трёхгорной ма- нуфаКТуре, т’екстилям лоовящеНы кгногие- из них. Вьйсодит отдельная книга очерков — «Цеха в пути». В 1930 г. Карав'аеВа выпускает повесть «Крутая ступень», • по­ священную молодежи, которая' показана как активная сила в производственной жизни заводов, как деятельный участник соцсоревнований. Тема труда; впервые поставленная А. Ка­ раваевой в двадцатых годах, полуНИт пол­ ноценную разработку позднее в трилогии ее романов, начатых писательницей в пе­ риод Великой Отечественной войны. Творческая работа всегда сочеталась у Анны Караваевой с практической деятель­ ностью. Перед войной Караваева в течение ряда лет успешно руководит в Москве юношеским толстым литературно-художе­ ственным журналом «Молодая Гвардия», яа. ботлмво выращивая писателей, выдвигая новые имена. Именно здесь был напечатан роман «КаК закалялась сталь» тогда еще никому неиз­ вестного начинающего писателя Николая Островского. Караваева сразу оумеля раз­ глядеть своеобразие его дарования; понять силу и новизну мнили. Ник. Островскому была оказана помощь и творческая и ма­ териальная. Недаром молодой писатель го­ ворил: «Молодая Гвардия» для метя род­ ное имя. Она меня ввела в литературу, и с «Молодой Гвардией* я никогда Ие порву родственных связей» (2/ХН—1935 г.), а'об­ ращаясь в письмах к Анне Караваевой, называл себя ее «другом» и «воспитанни­ ком». А. Караваева еще до появления в печати «Малахитовой шкатулки» открыла П. Ба­ жова, первая написала о его сказах, оце­ нив произведения чудесного уральского сказочника, как замечательное явление со­ ветской литературы. Новый этап в творчестве Анны Каравае­ вой тесно связан с годами Великой Отече­ ственной войны. Во время войны Анна Караваева в каче. стве корреспондента «Правды» уезжает на Урал. Она пишет многочисленные статьи и очерки о самоотверженном труде героев военного тыла. И снова, как в прежние го­ ды, живые наблюдения, встречи и беседы с трудовыми людьми оказываются для пи­ сательницы неисчерпаемой сокровищницей тем, сюжетов, материалов для ее творче­ ской работы. На Урале наПиса-на книжка документальных повестей о сталеварах — новаторах Производства («Сталинские масте­ ра», 1943 г.). В конце сентября 1942 г. на собрании писательской колонии в г. Сверд­ ловске А. Караваева прочла отрывки из этой книжки. В своем выступлении вне рассказала о тех задачвх, какйё ставила перед соббй, приступая к новой работе. Очерки’ о сталеварах Урала родились в ре­ зультате корреспондентских поездок. Ка­ раваева на уральских заводах-гигантах увидела «многообразие и напряженность труда и чудесных людей». Она рассказы­ вает: «Я видела, как в огромных светлых цехах читали письма товарищу Сталину, Как волновались люди, давая обещания Сталину», видела Караваева и тот герои­ ческий труд,' который породила реализация взятых на себя рабочими великих обяза­ тельств. Караваева говорит: «Когда один из знатных сталеваров сказал мне: «Знае­ те, какой для меня самый высший закон в жизни? — Сталин», я ему поверила, так как он подкрепил свои слова делбм, сияв 18,1 тойны стали с квадратного метра по­ да печи». Понять весомость этой цифры можно, если вспомнить, чТо еще в начале 30-х годов мартены давали всего 6— 7 тонн

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2