Сибирские огни, 1947, № 3

с Красной Армией, участвует в граждан­ ской войне. Девушка духовно растет, она познает красоту и правду большевистских принципов жизни. В образе Лены из Жу­ равлиной рощи Караваева рисует новое поколение молодежи, порожденной Октяб­ рем, тех, кто является носителем высоких революционных идеалов и смело вступает в борьбу за их осуществление. В романе «Лена из Журавлиной рощи» Анне Караваевой, удалось создать поэти­ ческий образ советской девушки. Лена — это только лишь формирующийся юный человек, но, тем не менее, предъявляющий к жизни высокие требования, не желаю­ щий мириться с грязью, пошлостью и со­ циальной несправедливостью. Чистота ду­ шевная, неподкупность, (верность револю­ ции — вот черты, характеризующие ге­ роиню Караваевой. На. этой книге воспи­ тывалось то поколение советских деву­ шек, каким довелось принять участие в Великой Отечественной войне. Писатель и журналист Марк Колосов рассказывает о своей беседе с девушкой- медсестрой, участницей боев на Керчен­ ском полуострове. Оиа высадилась там с десантом. В бою была ранена и попала в плен, прошла через жестокие пытки, и, когда ее отбили советские войска, рас­ сказывала с возмущением, что больно бы­ ло не столько от физических страданий, сколько от того, что немецкий офицер ей «дерзил». Дерзость же его заключалась в том, что немец, когда девушку избили, измучили, решил, что уже после этого она даст все необходимые сведения. И девуш­ ку больше всего оскорбило, что немец «мог подумать*, что она будет ему от­ вечать. Так ничего она врагу и не сказа­ ла. Когда девушку спасли из плена наши части, Марк Колосов пришел расспросить ее для очерка. Это была простая русская девушка с неполным средним образова­ нием. Когда зашла речь о том, что оиа читала, юная героиня назвала разные кни­ ги, но сказала, что самая любимая из них — это «Лена из Журавлиной рощи», и Ле­ не она всегда старалась подражать». В своих произведениях Анна Караваева не только обличает мещанство, собствен­ ничество, но и утверждает идеал нового человека. Она опоэтизировала ■простого трудового человека, показав его творцам и созидателем новой жизни. Естественно, вслед за этим писательница обратилась и к изображению самого .труда. Писательни­ цу вдохновляет грандиозная созидатель­ ная деятельность советского народа, в ко­ торой рядовой человек выступил как ак­ тивная сознательная сила истории, в про­ цессе труда изменяя мир и самого себя. Этому новому для Караваевой герою по­ священы ее производственные романы, на­ чиная с «Лесозавода» и кончая уральакой трилогией, какую писательница заканчи­ вает 9 настоящее время. К производственным романам Караваева пришла не сразу. В поисках 1 своего ге:юя — новатора и творца — А. Караваева вна­ чале обращается к прошлому, к истории рабочего класса. На это ее наталкивает сама жизнь. В начале 20-х годов Каравае­ ва работает в .Барнаульской совпартшколе, преподает русскую литературу и русскую историю. С учениками ее связывает глубо­ кая и искренняя дружба. Это партийцы, пришедшие на учебу с гражданской вой­ ны, алтайские партизаны, люди с большим жизненным и боевым опытом. Их расска­ зы о себе, «случаи из жизни» обогащают Анну Караваеву ярким' материалом. Она не только учит, но и сама учится у свое­ го народа. Один из учеников рассказал ей историю своей бабки, которая- вышла из чреды крепостных рабочих, бежавших с заводов от подневольного труда. А. Кара­ ваева решает в свой курс включить мест­ ные материалы народной неописанной исто­ рии. В губернских архивах оиа раскапы­ вает дела о «беглых людях», дела, к ко­ торым полтораста лет никто не прикасал­ ся. Отправляется на Алтай и проходит тропами беглецов, знакомится с условия­ ми их труда, изучает старинные планы н описания рудников. (На основе этого ма­ териала возникает «Золотой клюв» (1925 г.) — первый историко-революцион­ ный роман о Сибири, рассказывающий о героическом прошлом русских рабочих. Лидия Сейфуллина, характеризуя этот ро­ ман, указала, что в нем А. Караваева ■раскрыла черты русского национального характера: «Герои «Золотого клюва» обла­ дают неистощимым запасам одаренности, талантливости». Вслед за этой книгой А. Караваева пи­ шет ряд повестей о современной дерев­ не, о борьбе в ней старого и нового: «Медвежатное» — 1925 г. и «Двор» — 1926 г. Это подливные жизненные исто­ рии, рассказанные А. Караваевой ее уче­ никами. Их содержание — ломка старо­ го деревенского быта, формирование но­ вых отношений между людьми. С этими повестями А. Караваева выходит на все­ союзную трибуну, ее начинают печатать толстые литературно-художественные жур­ налы — «Красная новь» и «Новый мир». Повесть «Двор» интересна не только ее сочньгм бытовым колоритом, но и нотой постановкой темы труда. Герой повести Степан Баюков возвращается из Красной Армии, как ему самому это кажется, — новым человеком: он чувствует себя ум­ нее, культурнее односельчан, он верит в науку и хочет трудиться и хозяйничать согласно ее законам. Он трудолюбив и работа доставляет ему глубокие радости. Однако все это еще не делает его на­ стоящим человеком. Крепко Степана при­ вязывает к старой жизни «нутро хозяй­ ское», крестьянский «двор», который хотя и представляется самому Степану «частью большого мира», но в действительности отгораживает его от этого мира. И труд его превращается в труд собственника, служащий только личному обогащению. Степан — собственник и в своей личной жизни. Его бросает жена Марина, ранее покорная к-рестьянокая женщина, броеает потому, что полюбила другого, неудачли­ вого соседского сына Платона Корзухина. Ее измена причиняет Степану глубокие страдания. С уходом Марины рухнул мир хозяйственного благополучия, который ри­ совал себе в мечтах Степан.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2