Сибирские огни, 1947, № 3
с Красной Армией, участвует в граждан ской войне. Девушка духовно растет, она познает красоту и правду большевистских принципов жизни. В образе Лены из Жу равлиной рощи Караваева рисует новое поколение молодежи, порожденной Октяб рем, тех, кто является носителем высоких революционных идеалов и смело вступает в борьбу за их осуществление. В романе «Лена из Журавлиной рощи» Анне Караваевой, удалось создать поэти ческий образ советской девушки. Лена — это только лишь формирующийся юный человек, но, тем не менее, предъявляющий к жизни высокие требования, не желаю щий мириться с грязью, пошлостью и со циальной несправедливостью. Чистота ду шевная, неподкупность, (верность револю ции — вот черты, характеризующие ге роиню Караваевой. На. этой книге воспи тывалось то поколение советских деву шек, каким довелось принять участие в Великой Отечественной войне. Писатель и журналист Марк Колосов рассказывает о своей беседе с девушкой- медсестрой, участницей боев на Керчен ском полуострове. Оиа высадилась там с десантом. В бою была ранена и попала в плен, прошла через жестокие пытки, и, когда ее отбили советские войска, рас сказывала с возмущением, что больно бы ло не столько от физических страданий, сколько от того, что немецкий офицер ей «дерзил». Дерзость же его заключалась в том, что немец, когда девушку избили, измучили, решил, что уже после этого она даст все необходимые сведения. И девуш ку больше всего оскорбило, что немец «мог подумать*, что она будет ему от вечать. Так ничего она врагу и не сказа ла. Когда девушку спасли из плена наши части, Марк Колосов пришел расспросить ее для очерка. Это была простая русская девушка с неполным средним образова нием. Когда зашла речь о том, что оиа читала, юная героиня назвала разные кни ги, но сказала, что самая любимая из них — это «Лена из Журавлиной рощи», и Ле не она всегда старалась подражать». В своих произведениях Анна Караваева не только обличает мещанство, собствен ничество, но и утверждает идеал нового человека. Она опоэтизировала ■простого трудового человека, показав его творцам и созидателем новой жизни. Естественно, вслед за этим писательница обратилась и к изображению самого .труда. Писательни цу вдохновляет грандиозная созидатель ная деятельность советского народа, в ко торой рядовой человек выступил как ак тивная сознательная сила истории, в про цессе труда изменяя мир и самого себя. Этому новому для Караваевой герою по священы ее производственные романы, на чиная с «Лесозавода» и кончая уральакой трилогией, какую писательница заканчи вает 9 настоящее время. К производственным романам Караваева пришла не сразу. В поисках 1 своего ге:юя — новатора и творца — А. Караваева вна чале обращается к прошлому, к истории рабочего класса. На это ее наталкивает сама жизнь. В начале 20-х годов Каравае ва работает в .Барнаульской совпартшколе, преподает русскую литературу и русскую историю. С учениками ее связывает глубо кая и искренняя дружба. Это партийцы, пришедшие на учебу с гражданской вой ны, алтайские партизаны, люди с большим жизненным и боевым опытом. Их расска зы о себе, «случаи из жизни» обогащают Анну Караваеву ярким' материалом. Она не только учит, но и сама учится у свое го народа. Один из учеников рассказал ей историю своей бабки, которая- вышла из чреды крепостных рабочих, бежавших с заводов от подневольного труда. А. Кара ваева решает в свой курс включить мест ные материалы народной неописанной исто рии. В губернских архивах оиа раскапы вает дела о «беглых людях», дела, к ко торым полтораста лет никто не прикасал ся. Отправляется на Алтай и проходит тропами беглецов, знакомится с условия ми их труда, изучает старинные планы н описания рудников. (На основе этого ма териала возникает «Золотой клюв» (1925 г.) — первый историко-революцион ный роман о Сибири, рассказывающий о героическом прошлом русских рабочих. Лидия Сейфуллина, характеризуя этот ро ман, указала, что в нем А. Караваева ■раскрыла черты русского национального характера: «Герои «Золотого клюва» обла дают неистощимым запасам одаренности, талантливости». Вслед за этой книгой А. Караваева пи шет ряд повестей о современной дерев не, о борьбе в ней старого и нового: «Медвежатное» — 1925 г. и «Двор» — 1926 г. Это подливные жизненные исто рии, рассказанные А. Караваевой ее уче никами. Их содержание — ломка старо го деревенского быта, формирование но вых отношений между людьми. С этими повестями А. Караваева выходит на все союзную трибуну, ее начинают печатать толстые литературно-художественные жур налы — «Красная новь» и «Новый мир». Повесть «Двор» интересна не только ее сочньгм бытовым колоритом, но и нотой постановкой темы труда. Герой повести Степан Баюков возвращается из Красной Армии, как ему самому это кажется, — новым человеком: он чувствует себя ум нее, культурнее односельчан, он верит в науку и хочет трудиться и хозяйничать согласно ее законам. Он трудолюбив и работа доставляет ему глубокие радости. Однако все это еще не делает его на стоящим человеком. Крепко Степана при вязывает к старой жизни «нутро хозяй ское», крестьянский «двор», который хотя и представляется самому Степану «частью большого мира», но в действительности отгораживает его от этого мира. И труд его превращается в труд собственника, служащий только личному обогащению. Степан — собственник и в своей личной жизни. Его бросает жена Марина, ранее покорная к-рестьянокая женщина, броеает потому, что полюбила другого, неудачли вого соседского сына Платона Корзухина. Ее измена причиняет Степану глубокие страдания. С уходом Марины рухнул мир хозяйственного благополучия, который ри совал себе в мечтах Степан.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2