Сибирские огни, 1947, № 3

С Сибирью и связано начало литератур­ ной деятельности Айны Караваевой. Начало двадцатых годов знаменуется бурным развитием . литературной жизм не только в основных культурных центрах страны, но и по всей провинции. Возника­ ют повсюду литературные, театральные и художественные объединения. В .Бар­ науле, как и в других местах, появляются ЛИТО, ИЗО и ТЕО. В ЛИТО группи­ руются местные сибирские писатели. А. Ка. раваева рассказывает: «Для себя я начала писать давно. Стихи и прозу, и статьи. Даже нечто философское: «Мои размыш­ ления о мире». В Литобъединение долго ходила, но читать не решалась. В конце 21-го года читала впервые. Приняли меня очень хорошо. Я и осмелела. Стала сама читать, других критиковала. Однажды от. важилась и послала пять стихотворений в газету «Красный Алтай». В газете этой 5 мая 1922 г. было опу­ бликовано первое стихотворение Анны Ка­ раваевой. Это — дата начала литератур, ной деятельности писательницы. С первых же шагов своей литературной работы писательница прочно связывает литературу с жизнью. Караваеву интере­ сует современность во всех ее разнообраз­ ных проявлениях. Она много пишет — стихи, критические статьи, очерки. В кри­ тических статьях дает обзоры московских журналов, ведет борьбу с желтой лите­ ратурой нэповского периода. Таков обзор «Желтые пески» и многие другие. Кара­ ваева работает и как газетный корреспон­ дент, очеркист, разъезжает по деревням и заводам, накапливая наблюдения и мате­ риалы, которые впоследствии лягут в ос­ нову •многих ее произведений. В самом начале двадцатых годов в ли­ тературной жизни Сибири произошло ог­ ромной важности событие — был органи­ зован толстый литературно-художествен­ ный журнал «Сибирские огни». Возникно­ вение этого журнала — переломный этаи в творческой биографии Анны Караваевой. «Сибирские огни» открыли ей путь в боль­ шую литературу. Новый журнал начинает собирать вокруг себя все литературные силы Сибири. По сибирским большим и малым городам едут гонцы, задачей которых является найти, выявить талантливый литературный молод­ няк, дать заказы уже известным, пишущим людям, познакомить литераторов с целями и задачами журнала. Караваева рассказы­ вает: «Сибирски© огни» прислали человека и в Барнаул искать авторов. Я еще боя­ лась выступать — очень уж высокая это была трибуна, на всю Сибирь. Но меня подбодрили, и я дала в журнал стихи. Это было, примерно, в конце 22 и начале 23 г.». Посылала она и рассказы. Рас­ сказы понравились. Лидия Сейфуллина на юбилейном вече­ ре Анны Караваевой (16 мая 1947 г.) ска­ зала: «Мы с Караваевой из одной колы, бели, от одного корня, из «Сибирских ог­ ней». Помню, в «Сибирских отях » нехвз- тало прозы. И в это врачи нами был по­ лучен рассказ Караваевой. Мы тогда сплошной красной или черной краской пи­ сали и эпоху и людей. А тут было пси­ хологическое проникновение в душу че­ ловека». В «Сибирских огнях» Анна Караваева печатает свою первую повесть «Флигель» (1923 г.). Это повесть об уходящей в прошлое старой России, о мещанине, всту­ пившем в непримиримый конфликт с дей­ ствительностью, о его попытках отсидеть, ся от революции в своем флигельке. От­ сюда, от этой ранней вещи идет' целая группа произведений Караваевой поздней­ ших лет, разрабатывающая тему обречен­ ности мещанина, мелкого собственника. Таковы «Рассказы о познании» (1931— 1933 гг.). Книга эта в значительной мере автобиографична. Материалом послужили воспоминания Караваевой о пестрой родне отца, коренного уральца-пермяка. Много­ численные тетки, дядья, бабки, двоюрод­ ные и троюродные сестры и братья пред­ ставляли все социальные слои захолуст­ ного городка. Среди них'были и учителя, и домовладельцы, маленькие рантье, ар­ тисты и служащие, заводские рабочие я железнодорожники. Рассказы Караваевой — ^это «случаи из жизни» всех этих лю­ дей, но поднятые до социальных и фило­ софских обобщений. Героиня «Рассказов о познании» — юная девушка, вступающая в жизнь. Мир мелких собственников, мир мещанского довольства и благополучия раскрываетЬя перед нею во всем его безо­ бразии. Его характерные чарты — «до­ машняя скаредность», неразбериха, «скука, жизнебоязнь». Отец проповедует ей ме­ щанскую мудрость — надо «жить поти­ ше». «Случай — что вор или царь: хо­ чет башку сорвет,'Хочет в чины произве­ дет. Нагонит, когда не ждешь, задарит, когда не желаешь. А ты помалкивай да не накликай, стой, где стоял...» Перед глазами героини проходит целая вереница людей, живших согласно этой трусливой заповеди, .живших только ради себя — жадно, хищно, себялюбию. Де. вушка видит, что все эти люди излома­ ны, обмануты, а главное, глубоко не­ счастны. Героиня начинает страстно ве. рить, что есть где-то иная жизнь, разум­ ная, человечная, радостная. Она ищет лю.. дей, которые показали бы ей выход из мира мещан, и находит их среди людей - труда, среди революционных рабочих. Подобный путь проходит и героиня ро­ мана «Лена из Журавлиной рощи» (1935— 1938 гг.). Она бунтует против смирено- мудрия и покорности своей забитой не- I ечастной матери. «Против устройства жиз­ ни, считала мать, ничего нельзя было по­ делать: на все судьба, а она, известно, к одним зла, как цепной пес, к другим щедра и милостива, как мать родная. Бу­ дешь с ней спорить — еще сильнее уда­ рит... Лучше не лезть на рожон». Но Лена восстает против предназначенной ей жизненной доли, девушка отказывается подчиниться порочному «устройству жиз­ ни». В большевиках она находит людей, которые способны перестроить мир и стать хозяевами судьбы. И если героиня «Рассказов о познании» стоит на пороге новой жизни, то Лена показана Каравае, вой уже в самой гуще этой жизни. Ге­ роиня романа уходит из родного городка

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2