Сибирские огни, 1947, № 3
С Сибирью и связано начало литератур ной деятельности Айны Караваевой. Начало двадцатых годов знаменуется бурным развитием . литературной жизм не только в основных культурных центрах страны, но и по всей провинции. Возника ют повсюду литературные, театральные и художественные объединения. В .Бар науле, как и в других местах, появляются ЛИТО, ИЗО и ТЕО. В ЛИТО группи руются местные сибирские писатели. А. Ка. раваева рассказывает: «Для себя я начала писать давно. Стихи и прозу, и статьи. Даже нечто философское: «Мои размыш ления о мире». В Литобъединение долго ходила, но читать не решалась. В конце 21-го года читала впервые. Приняли меня очень хорошо. Я и осмелела. Стала сама читать, других критиковала. Однажды от. важилась и послала пять стихотворений в газету «Красный Алтай». В газете этой 5 мая 1922 г. было опу бликовано первое стихотворение Анны Ка раваевой. Это — дата начала литератур, ной деятельности писательницы. С первых же шагов своей литературной работы писательница прочно связывает литературу с жизнью. Караваеву интере сует современность во всех ее разнообраз ных проявлениях. Она много пишет — стихи, критические статьи, очерки. В кри тических статьях дает обзоры московских журналов, ведет борьбу с желтой лите ратурой нэповского периода. Таков обзор «Желтые пески» и многие другие. Кара ваева работает и как газетный корреспон дент, очеркист, разъезжает по деревням и заводам, накапливая наблюдения и мате риалы, которые впоследствии лягут в ос нову •многих ее произведений. В самом начале двадцатых годов в ли тературной жизни Сибири произошло ог ромной важности событие — был органи зован толстый литературно-художествен ный журнал «Сибирские огни». Возникно вение этого журнала — переломный этаи в творческой биографии Анны Караваевой. «Сибирские огни» открыли ей путь в боль шую литературу. Новый журнал начинает собирать вокруг себя все литературные силы Сибири. По сибирским большим и малым городам едут гонцы, задачей которых является найти, выявить талантливый литературный молод няк, дать заказы уже известным, пишущим людям, познакомить литераторов с целями и задачами журнала. Караваева рассказы вает: «Сибирски© огни» прислали человека и в Барнаул искать авторов. Я еще боя лась выступать — очень уж высокая это была трибуна, на всю Сибирь. Но меня подбодрили, и я дала в журнал стихи. Это было, примерно, в конце 22 и начале 23 г.». Посылала она и рассказы. Рас сказы понравились. Лидия Сейфуллина на юбилейном вече ре Анны Караваевой (16 мая 1947 г.) ска зала: «Мы с Караваевой из одной колы, бели, от одного корня, из «Сибирских ог ней». Помню, в «Сибирских отях » нехвз- тало прозы. И в это врачи нами был по лучен рассказ Караваевой. Мы тогда сплошной красной или черной краской пи сали и эпоху и людей. А тут было пси хологическое проникновение в душу че ловека». В «Сибирских огнях» Анна Караваева печатает свою первую повесть «Флигель» (1923 г.). Это повесть об уходящей в прошлое старой России, о мещанине, всту пившем в непримиримый конфликт с дей ствительностью, о его попытках отсидеть, ся от революции в своем флигельке. От сюда, от этой ранней вещи идет' целая группа произведений Караваевой поздней ших лет, разрабатывающая тему обречен ности мещанина, мелкого собственника. Таковы «Рассказы о познании» (1931— 1933 гг.). Книга эта в значительной мере автобиографична. Материалом послужили воспоминания Караваевой о пестрой родне отца, коренного уральца-пермяка. Много численные тетки, дядья, бабки, двоюрод ные и троюродные сестры и братья пред ставляли все социальные слои захолуст ного городка. Среди них'были и учителя, и домовладельцы, маленькие рантье, ар тисты и служащие, заводские рабочие я железнодорожники. Рассказы Караваевой — ^это «случаи из жизни» всех этих лю дей, но поднятые до социальных и фило софских обобщений. Героиня «Рассказов о познании» — юная девушка, вступающая в жизнь. Мир мелких собственников, мир мещанского довольства и благополучия раскрываетЬя перед нею во всем его безо бразии. Его характерные чарты — «до машняя скаредность», неразбериха, «скука, жизнебоязнь». Отец проповедует ей ме щанскую мудрость — надо «жить поти ше». «Случай — что вор или царь: хо чет башку сорвет,'Хочет в чины произве дет. Нагонит, когда не ждешь, задарит, когда не желаешь. А ты помалкивай да не накликай, стой, где стоял...» Перед глазами героини проходит целая вереница людей, живших согласно этой трусливой заповеди, .живших только ради себя — жадно, хищно, себялюбию. Де. вушка видит, что все эти люди излома ны, обмануты, а главное, глубоко не счастны. Героиня начинает страстно ве. рить, что есть где-то иная жизнь, разум ная, человечная, радостная. Она ищет лю.. дей, которые показали бы ей выход из мира мещан, и находит их среди людей - труда, среди революционных рабочих. Подобный путь проходит и героиня ро мана «Лена из Журавлиной рощи» (1935— 1938 гг.). Она бунтует против смирено- мудрия и покорности своей забитой не- I ечастной матери. «Против устройства жиз ни, считала мать, ничего нельзя было по делать: на все судьба, а она, известно, к одним зла, как цепной пес, к другим щедра и милостива, как мать родная. Бу дешь с ней спорить — еще сильнее уда рит... Лучше не лезть на рожон». Но Лена восстает против предназначенной ей жизненной доли, девушка отказывается подчиниться порочному «устройству жиз ни». В большевиках она находит людей, которые способны перестроить мир и стать хозяевами судьбы. И если героиня «Рассказов о познании» стоит на пороге новой жизни, то Лена показана Каравае, вой уже в самой гуще этой жизни. Ге роиня романа уходит из родного городка
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2