Сибирские огни, 1947, № 3
Леонидом Андреевым, видели свое жиз ненное credo в пьесе «Жизнь человека» и неизбежно скатывались к декадансу, к литературной и политической реакции. Другие — демократическая молодежь,, к которой принадлежала и А. .Караваева, шли за М. Горьким, находили опору в его ре волюционном жиэнеутверждеиии. «Песня о Соколе», вспоминает писательница, спи сывалась в тетрадки и заучивалась на изусть. Увлекались пьесой «На дне». Но решающее влияние на молодежь оказала «Мать» Горького. Эта книга говорила юношам и девушкам из окружения А. Ка раваевой (подружками ее были дочери рабочих мотовилихинских заводов) о том, как надо жить и во имя чего. Книга вос принималась как руководство к револю ционному действию. Караваева полностью приняла горьковский призыв к созидатель? ному труду, к переустройству мира. Поч ва для этого была в ее сознании хорошо подготовлена. Важны-м этапом в дальнейшем развитии Анны Караваевой был ее переезд в Пет роград — город революционных тради ций, где начинался новый подъем рабоче го движения. Родители Караваевой — Наталья Петровна Родионова и от^ц — Александр Федорович Шалаёвекий — не имели необходимых средств и не могли обеспечить дочери возможности получить высшее образование. Семнадцатилетней Анне Караваевой пришлось после оконча ния гимназии в Перми два года учитель ствовать в за^олустьи, чтобы подкопить денег для учебы. В Петрограде Караваева сразу попала в среду революционной молодежи. Одной из ее ближайших подруг была коммунистка Вера Зубарева, позднее, в годы граждан ской войны, расстрелянная Юденичем. Вместе с курсистками Караваева участво вала в студенческих забастовках. В период пребывания на Высших жен ских курсах определились литературные интересы будущей писательницы. Она ока залась в семинаре у Семена Афанасьевича Венгерова. Здесь, в этом семинаре, и про изошла ее «первая проба пера». Профессор требовал от овокх студенток, чтобы они вели «Литературные дневники», то-еегь записи своих размышлений по поводу яв лений литературы. «Вы должны самостоя тельно мыслить», — говорил им руководи тель семинара. «Вели «Литературные днев ники» не в се ,,— вспоминает А. Каравзе- ва, — а только некоторые отчаянные го ловы». Одна из записей Караваевой заста вила С. А. Венгерова заинтересоваться. Поводом к записи послужил следующий случай: «Некий студиозус написал демо кратические в духе Некрасова стихи, — рассказывает А. Караваева, — и в про стоте душевной попер в цитадель декадан са, в журнал «Аполлон». Оттуда его выставили, сказав, что в этот журнал «надо ходить в смокинге, а не в косово ротке». Случай этот горячо обсуждался в студенческой среде. Я сделала яростную запись в дневнике». Результатом было приглашение Венгерова зайти к нему на дом. Беседа с профессором в тиши его кабинета помогла А. Караваевой опре делить свои еще смутные для нее самой стремления к литературно!му творчеству. Первое, что раскрыла ее беседа, это по нимание весомости, значимости литератур ного слова. «В вашей записи много пыла, виден горячий интерес к литературе. Но писали вы под влиянием убеждения или настроения?» — спросил ее профессор. В дальнейшем разговоре эта тема убежде ний, как основы литературы, ее «учитель- ности», «учительного слова» писателя, — заняла основное место. Студентка еще была очень юной, она не видела и не п о -, нимала идеалистических ошибок своего наставника, да пожалуй, и не могла ви деть, т. к. ее тянуло к тому здоровому элементу, какой был в задушевной их бе. седе. Ненависть к декадентствующей ре акции, презрение к «модернистским бож кам» — вот что было близким и понят ным Анне Караваевой в ее профессоре. «Вы ниспровергаете «модернистских бож ков» так яростно и запальчиво, — оказал ей С. А. Венгеров, — что можно поду мать, будто перед вами злые боги огром ной силы и значения. «Аполлон» недолго вечен. Он быстро умрет и вое о нем за будут. Вся эта декадентская литература будущего не имеет. Надо почаще разде вать их всенародно, обличать их отвра тительное кривлянье. Надо учиться у на шей демократической журналистики, «Оте чественные записки» чтили, будут чтить цеЛые поколения демократической интел лигенции». Такое напутствие дал Венгеров «молодому оловесФику, вступающему в жизнь», как он назвал Анну Караваеву, пробудив в ней сознание ответственности и важности избранного ею жизненного дела. И второе важное для себя открытие сде лала ?А Караваева в этой беседе — лите ратура создается не избранными одиноч ками, она — дело всенародное. В кабинете профессора Караваева уви дела .обширную картотеку, ра>еположеняую во множестве ящичков. Сюда С. А. Венге ров заносил «новые таланты, новые име на». Здесь были записаны многие, никому не известные фамилии, которые «быть мо жет, станут знамениты». Профессор оказал А. Караваевой: «Стоит молодому человеку напечататься, в каком бы уЬолке России это ни произошло, как его имя попадает в мою картотеку, — и. помолчав,' серьезно добавил, — вот вы напечатаетесь когда- нибудь и ваше имя попадет сюда». Это открыло перед Караваевой необозри мые горизонты: итак, «литература творит ся не на Олимпе, в столице, а по всей стране, в провинции. Я разволновалась», — сознается А. Караваева. Это придало ей сил и смелости, окончательно опреде лило ее дальнейший путь. В течение долгих лет по окончании Высших женских курсов Анна Караваева, учительствует, не приглушая однако ли тературных стремлений. После Октября, с 1918 г. но 1920 г., она работает в тру довой школе маленького городка Глазово в Вятской губернии. В 1920 г. демобили зуется из Красной Армии ее муж — Ка раваев, и всей семьей они переезжают в Сибирь, в город Барнаул.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2