Сибирские огни, 1947, № 3

самые разнообразные коуги сибирского об­ щества. Трудно предположить, чтобы о статье «Современника», в которой была опубликована песня «Славное море...», не знал Давыдов. Почему же он не сделал соответственной поправки, не восстановил своего права на авторство, не написал со­ ответственного разъяснительного письма в редакцию «Современника» или не высту­ пил с ним в местной печати? Не потому ли, что он сам не сознавал себя в ролной мере автором этого стихо­ творения? По нашему мнению, Давыдов не сочинил, а записал эту песню и, слег­ ка переработав, опубликовал в печати. Это, отнюдь, не было плагиатом. Такое отношение к народной песне было, вооб­ ще, принято, и случаи такого использо­ вания народной песни очень часто встре­ чаются в русской литературе, — особен­ но в начале века, — Давыдов же по ха­ рактеру своего литературного творчества является типичным эпигоном и стоит го­ раздо ближе к поэтам 30—40-х годов, чем к своим современникам. Косвенное подтверждение этого предпо­ ложения находится и в примечаниях, ко­ торыми сопроводил это стихотворение в «Золотом Руне» Д. Давыдов, Он счел нужным пояснить и сюжет стихотворения, и отдельные слова, и некоторые детали. «Беглецы из заводов и поселений, вооб­ ще, известны под именем «прохожих»,— писал он. — Они идут, не делая никаких шалостей, и_ питаются подаянием сель­ ских жителей, которые ' не только не от­ казывают им никогда в куске хлеба, но даже оставляют его в известных местах для удовлетворения голода прохожих. Беглецы не делают дорогой преступлений из боязни преследования; а жители не ловят их только потому, что это для них неудобно, а более из опасения, что пой­ манный при новом побеге отомстит поим­ щику. Беглецы боятся зверопромышлен­ ников и особенно бурят: существует убе­ ждение, будто бы они стреляют прохожих (как это и выражает стих: «пуля стрелка миновала»)» и т. д. Обращаю внимание на подчеркнутую фрезу. Так не пишут о своем произведе­ нии; в. этом пояснении, в форме его слы­ шен голос комментатора, но никак не ав­ тора, говорящего о своем создании и ра­ скрывающего его смысл и образы. Нако­ нец, самое заглавие, данное стихотворе­ нию Давыдовым, звучит как-то рассудоч­ но, книжно и находится в явном проти­ воречии с лирическим складом пьееы. Нетрудно определить и ту среду, в которой создалась эта песня. Ключом мо­ гут быть известные страницы С. Макси­ мова и Н. Ядринцева о тюремной и бро­ дяжьей песне. В тюремной песне, — пи­ шет Ядринцев, — живо отражается «жизнь тюрьмы, бродяжества, каторги и ссылки». «Острожная песня обнимает собственно особый цикл, — продолжает он, — и не может быть смешиваема ни с какой дру­ гой. Есть множество песен о тюрьме и наказании, созданных народом вне остро­ гов и тюрем; «о прямо острожная песня .разнится от них настолько, насколько ощущения людей свободных при виде тюрьмы разнятся от ощущений и взгляда на нее людей, сидящих в ней»». Ядрин­ цев называет ряд имен острожных н бро­ дяжьих поэтов, которым приписываются те или иные песни. Так, иапрнмер, песня «Меж гор енисейских раздается томный глас — тут сидел бедный мальчишка с превеликою тоской» приписывается «зна­ менитому бродяге» Светлову, котооый «долго скитался в енисейских горах»2. Ряд тюремных песен был создан каторжным поэтом Мокеевым, о котором упоминает также и С. В. Максимов. Сохранились имена и других поэтов, — некоторые из них обладали безусловным и незаурядным поэтическим талантом. В одном из (еще неопубликованных) писем к Г. Н. Пота­ нину Ядринцев писал о талантах, скры­ вающихся в народной среде. «В этой среде, — писал он, — есть и таланты- гении, но засыхающие без питания. Я знал поэтоз. Упомяну о наставнике своей юности, мещанине.слепце Мешанкине, — поэте в роде Мокеева. Истинные поэты в среде демоса умирали, а на другом по­ люсе являлись Шаликовы». (Письмо от 4 июня 1873 г.). Несомненно, один из таких «истинных» народных -поэтов и был неведомый, но за­ мечательный, автор нашей песни. Песня эта, очевидно, сложена была в 50-е годы, в Акагуе, и этим объясняется, что все ран­ ние свидетельства о ней относятся ис­ ключительно к Забайкалью и Нерчинской каторге. В Забайкалье ее и услышал и записал Давыдов; из- Забайкалья она и распространилась позже по всей стране. Следует отметить и еще одно обстоя­ тельство. В этой песне поражает изуми­ тельное сочетание словесной художест­ венной формы с мелодией. «Причина ус­ пеха этой песни заключается в редком сочетании интересной тематики с худо­ жественной разработкой темы с прекрас­ ным мотивом»8. Как 'Возник и сложился этот чудесный напев? Книжные стихо­ творения чаще всего поются в народе на какой-нибудь известный мотив. Мотив «Славного моря» — безусловно оригина­ лен и не является какой-либо переработ­ кой. В народной песне текст и мелодия всегда тесно спаяны; они и возникают сразу, как единое словесно-музыкальное •целое. Надо думать, что этот мотив воз­ ник в той же среде, где создался и са­ мый текст, и, вероятнее всего, что один и тот же неведомый арестант-бродяга был и поэтом и композитором, создав од­ новременно и литературный и музыкаль­ ный шедевр. II СТАРИННАЯ ЯМЩИЦКАЯ ПЕСНЯ Ямщицкие песни представляют собою один из очень примечательных разделов в репертуаре народной лирики. Некоторые из них получили широкую популярность и до сих пор принадлежат к любимым на­ 1 Н . М . Ядринцев . Р усская о бщ ин а в тю р ь м е н с сы л к е , с т р . ИЗ 2 Н . М . Ядринцев . Р у с ская общ ина в тю р ь м е и . с сы л к е , с т р 116. 3 И . Р о зан ов . Н а зв . с о ч . , с тр . 204.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2