Сибирские огни, 1947, № 3
рится, когда старый Акатуй гремел, и Кара ке была в такой славе»!. Автор книги «В мире отверженных» на ходился в каторжной тюрьме в конце 80-х годов. Стало-быть, по свидетельству старого бродяги, эта песня была уже ши роко известна, по меньшей мере, в конце пятидесятых годов. Уже в то время стихотворение стало арестантской песней. Это свидетельство подтверждается и другими источниками. Песню «Славное море...» слышал во время своей поездки по Сибири С. В. Максимов и называет ее «известной в нерчинских тюрьмах». Мак симов отнесся к ней полупрезрительно; он считал ее творчеством «какого-то барина», который «снизошел подарком» и «написал арестантам стихи, на манер столичного способа, к которому прибегали стихотвор цы и водевилисты, желающие при голубить и задобрить трактирных по ловых, банщиков и клубных швейца ров». Впрочем, он отметил «некоторые достоинства» и «даже искусство» этого стихотворения. Но нас интересуютне эти скороспелые суждения автора (у Мак симова много таких суждений и ут верждений!), сколько самый факт. Мак симов путешествовал по Сибири в 1860— 1861 годах, и, стало-быть, тогда уже эта песнь была популярна в нерчинской ка торге2. «Старинной тюремной песней» называл ее в 70-е годы Н. М. Ядринцев. «Даже в старинное время, — пишет он, — некото рые бродяжеские и тюремные песни отли чались безукоризненной отделкой по внеш ней форме и верности стиха, как извест ная песня, или скорее стихотворение, «Славное море — привольный Байкал»3. Ядринцев же сообщает, что в первый раз ша помещена iy Г. Грицко в «Соере- 1 Л . М ельшин . В мире от в ерж ен ны х . И зд -во п о л и т к а т о рж а н . М ., 1932, с . 220. Т е к с т , приведенный у М ельшина , зна чи тел ьн о о тли ча е т ся о т т ек с та „ З о л о т о г о Руна* и п р ед ставляет одн у из ранних п убликаций у с тн о й редакции п е сни . П ри веду э т о т т е к с т ц еликом : Песня беглеца. Славное море — священный Байкал, Славный корабль — омулевая бочка! Ну, Баргузин, пошевеливай вал, Плыть молодцу недалечко. Долго я тяжкие цепи влачил, Долго бродил я в горах Акатуя, — Добрый товарищ бежать пособил; Ожил я. волю почуя. Шилка и Нерчинск не страшны теперь! Горная стража меня не поймала, В дебрях не тронул прожорливый зверь. Пуля стрелка миновала. Шел я средь ночи, средь белого дня, Вкруг городов озираяся зорко; Хлебом кормили крестьянки меня, Парни снабжали махоркой. Славное море — священный Байкал, Славный и парус — кафтан дыроватый... Ну ж. Баргузин, пошевеливай вал, Слышатся бури раскаты! 2 С обрани е сочин ений С . В. М ак сим ова . Изд. ^П р о св ещ ени е * , т . IV с тр . 164— 166. 3 Н . М. Я доинц ев . Р у с ск ая общ ина в тю р ьм е я с сы л к е . М . 1872, с т р . ' 112. меннике». Грицко — псевдоним известно го публициста, сибиряка по рождению, 1 . J. Елисеева. Под этим псевдонимом он поместил в «Современнике» статью ссыльные» («Современник», i860, № 1 ), вероятно, ее и имел в виду Ядринцев, но в этой статье нет никакого упоминания о нашей песне. Ядринцеву в данном случае несколько изменила па мять: он, несомненно, спутал статью Ели сеева с аналогичной по теме статьей ано нимного автора, также помещенной в «Современнике», но тремя годами позже. В одиннадцатой книжке этого журнала за 1863 год был опубликован очерк «Аре станты в Сибири», — и в нем, действи тельно, находится полный текст этой песни. «У арестантов, —- пишет автор, — есть много песен, в которых описываются при ключения бродяг во время путешествия До Байкала. Вот одна из них, довольно известная за Байкалом». И далее следует текст песни, довольно близкий тому, ко торый помещен в «Золотом Руне». Статья опубликована в 1863 г., из кон текста видно, что наблюдения автора от носятся, главным образом, к концу 50-х годов («лет 5 — 6 тому назад», — пишет он). Таким образом, из разных источников выясняется, что «Славное море...» уже в конце 50-х и начале 60-х годов было ши роко известно в Забайкалье, «ак популяр ная арестантская песня. Стихотворение Давыдова было опубли. ковано в 1858 году. Каким же путем мог ло оно с такой феноменальной быстротой распространиться по Сибири и стать до стоянием сибирского тюремного мира? Обычно путь таких переходов свершается через песенники, но в песенниках 50-х го дов нет этой песни; она появляется в пе сенниках лишь в конце века. Нужно до бавить, что «Золотое Руно» представляло собой маленький орган, обслуживающий, главным образом, золотопромышленников. «Еженедельная газета частной золотопро мышленности, горнозаводского и фабрич ного дела, хозяйственная и литературная», как было объявлено на титульном листе. В Сибири она была мало популярна, круг ее читателей был очень ограничен, и факт столь быстрого, — можно сказать, бес примерного, — раоп'ространения появивше гося на ее страницах стихотворения пред ставляется весьма удивительным и даже невероятным. Это первое сомнение. Второе сомнение: почему все ранние сведении о данной пеоне относятся толь ко к Восточной Сибири, даже, вернее ска зать, только к Забайкалью? В Западной Сибири она стала известна, видимо, го раздо позже. Третье сомнение: общеизвестна широкая популярность «Современника» во всей России, в том числе и в Сибири. Как видно из сведений о распространении в стране «Современника», публиковавшихся Чернышевским, в Восточной Сибири было очень много подписчиков на этот журнал. О его популярности среди сибирской ин теллигенции свидетельствуют и различные мемуары. За ним внимательно следили
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2