Сибирские огни, 1947, № 3

М. АЗАДОВСКИЙ Заметки фольклориста I ЕЩЕ О ПЕСНЕ «СЛАВНОЕ МОРЕ...» Песня «Славное море — священный Байкал» давно уже признана шедевром старинной сибирской лирики. В течение долгих лет считалось, что она возникла в тюремно-бродяжьей среде Сибири, сло­ женная неизвестным автором, она вошла в сибирский народно-песенный репертуар, а затем, главным образом, через* посредство политических ссыльных — стала одной из любимых песен студенческой молодежи. Это общее представление о возникнове­ нии и сложении песни было решительно изменено после появления в 1S28 г. статьи, тогда еще молодого, сибирского историка Ф. А. Кудрявцева. Ф. А. Куд­ рявцев установил, что эта песня сочинена забайкальским краеведом и поэтом Д. П. Давыдовым. Впервые она была помещена в петербургской еженедельной газете «Зо­ лотое Руно» в 1858 г. и уже оттуда рас­ пространилась по всей Сибири. Счастливое открытие Ф. А. Кудрявцева явилось в полной мере сенсацией, во бы­ ло принято и признано ©семи фольклори­ стами и литературоведами и прочно вош­ ло в науку. Известный исследователь рус­ ской лирики И. Н. Розанов на этом при­ мере иллюстрировал даже пути перехода песен и стихотворений «из книги в фоль­ клор». Сопоставив две редакции: книж­ ную («Золотого Руна») и бытующую в устном исполнении, И. Н. Розанов пцсал: «Стихотворение, прекрасное по форме, нашло себе неизвестного переделывателя, также одаренного поэтическим чувством и художественным вкусом » .1 Статья Ф. А. Кудрявцева появилась в «Сибирском историко-литературном сбор­ нике», вышедшем под моей редакциейз — 1 И . Р о з ан о в . Из книги в ф ол ькл ор . (Какие с ти х и ста н овя т ся п оп у л я р н ою п е сн ей ? )—„Л и т . кри­ ти к * , 1935, т 4, с . 204. См . т а кж е П есни р у с ск и х п о э т о в " . П од . р ед . И . Н . Р о з ан о в а . „Б и бл и о т ека п о э т а " . Л ., 1935. 2 П о зд н е е в п е р е р а б о тан н ом виде вошла в е го книж к у о Д . Д авы д ове . Д. Д авы д ов . С ти х о т в о р ен и я , р ед . в с ту п и т , ст . и п оим ечани я Ф. А . К удрявцева . Ирк. 1937. и мне также казались в то время совер­ шенно бесспорными и убедительными все положения и выводы автора. - Правда, не­ которые сомнения возникали. Казалось удивительным, как мог такой вялый и, в сущности, малоодаренный поэт, как Да­ выдов, создать подобный изумительней шедевр; как мог этот добросовестный тру­ женик и скромный педагог настолько про­ никнуться бродяжьей поэзией и явиться выразителем настроений и переживаний совершенно чуждого ему мира? Однако' такие сомнения не могли бы ни в коем случае быть противопоставлены внешне убедительным фактам, сообщаемым авто­ ром. К тому же, такие неожиданные взлеты и творческие удачи не раз имели место в истории мировой литературы. Казалось, не было и нет ни надобности, ни возможности сомневаться в правильно­ сти построения Ф. А. Кудрявцева. И все- таки, -не все еще ясно до конца в исто­ рии этой знаменитой песни. Ф. А. Куд­ рявцев ограничился только констатацией самого факта появления песни в столич­ ном журнале за определенной авторской подписью, — но оставил в стороне все попутные вопросу: время проникновения стихотворения Давыдова в народную сре. t ду, формы и характер изменений, взаимо. \ отношение текста и мелодии и пр. Не \счел он нужным проанализировать в свя- )зи с своим открытием прочие литератур­ ные сведения -об этой песне. В истории этой песни поражает необык­ новенно быстрое проникновение ее в ши­ рокие народные массы. Прежде всего она попадает в тюремную среду и уже отту­ да прокладывает путь дальше. Об этом свидетельствует ряд источников. Л. Мель- шин в своих записках «В мире отвержен­ ных» рассказывает, как эту песню ему сообщил один из арестантов (по прозвищу Сохатый), выдав за свое собственное со­ чинение. Однако плагиат был немедля разоблачен. Старожил каторги, старый бродяга Годунов восстанавливает истину; «Этой пеоне, по крайней мере, тридцать лет ость, — утверждал он.—Сохатый без штанов еще бегал, когда я в первый раз в Сибирь шел, и тогда я уже слышал эту песню; в ней ведь о тех временах гово­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2