Сибирские огни, 1947, № 3
М. АЗАДОВСКИЙ Заметки фольклориста I ЕЩЕ О ПЕСНЕ «СЛАВНОЕ МОРЕ...» Песня «Славное море — священный Байкал» давно уже признана шедевром старинной сибирской лирики. В течение долгих лет считалось, что она возникла в тюремно-бродяжьей среде Сибири, сло женная неизвестным автором, она вошла в сибирский народно-песенный репертуар, а затем, главным образом, через* посредство политических ссыльных — стала одной из любимых песен студенческой молодежи. Это общее представление о возникнове нии и сложении песни было решительно изменено после появления в 1S28 г. статьи, тогда еще молодого, сибирского историка Ф. А. Кудрявцева. Ф. А. Куд рявцев установил, что эта песня сочинена забайкальским краеведом и поэтом Д. П. Давыдовым. Впервые она была помещена в петербургской еженедельной газете «Зо лотое Руно» в 1858 г. и уже оттуда рас пространилась по всей Сибири. Счастливое открытие Ф. А. Кудрявцева явилось в полной мере сенсацией, во бы ло принято и признано ©семи фольклори стами и литературоведами и прочно вош ло в науку. Известный исследователь рус ской лирики И. Н. Розанов на этом при мере иллюстрировал даже пути перехода песен и стихотворений «из книги в фоль клор». Сопоставив две редакции: книж ную («Золотого Руна») и бытующую в устном исполнении, И. Н. Розанов пцсал: «Стихотворение, прекрасное по форме, нашло себе неизвестного переделывателя, также одаренного поэтическим чувством и художественным вкусом » .1 Статья Ф. А. Кудрявцева появилась в «Сибирском историко-литературном сбор нике», вышедшем под моей редакциейз — 1 И . Р о з ан о в . Из книги в ф ол ькл ор . (Какие с ти х и ста н овя т ся п оп у л я р н ою п е сн ей ? )—„Л и т . кри ти к * , 1935, т 4, с . 204. См . т а кж е П есни р у с ск и х п о э т о в " . П од . р ед . И . Н . Р о з ан о в а . „Б и бл и о т ека п о э т а " . Л ., 1935. 2 П о зд н е е в п е р е р а б о тан н ом виде вошла в е го книж к у о Д . Д авы д ове . Д. Д авы д ов . С ти х о т в о р ен и я , р ед . в с ту п и т , ст . и п оим ечани я Ф. А . К удрявцева . Ирк. 1937. и мне также казались в то время совер шенно бесспорными и убедительными все положения и выводы автора. - Правда, не которые сомнения возникали. Казалось удивительным, как мог такой вялый и, в сущности, малоодаренный поэт, как Да выдов, создать подобный изумительней шедевр; как мог этот добросовестный тру женик и скромный педагог настолько про никнуться бродяжьей поэзией и явиться выразителем настроений и переживаний совершенно чуждого ему мира? Однако' такие сомнения не могли бы ни в коем случае быть противопоставлены внешне убедительным фактам, сообщаемым авто ром. К тому же, такие неожиданные взлеты и творческие удачи не раз имели место в истории мировой литературы. Казалось, не было и нет ни надобности, ни возможности сомневаться в правильно сти построения Ф. А. Кудрявцева. И все- таки, -не все еще ясно до конца в исто рии этой знаменитой песни. Ф. А. Куд рявцев ограничился только констатацией самого факта появления песни в столич ном журнале за определенной авторской подписью, — но оставил в стороне все попутные вопросу: время проникновения стихотворения Давыдова в народную сре. t ду, формы и характер изменений, взаимо. \ отношение текста и мелодии и пр. Не \счел он нужным проанализировать в свя- )зи с своим открытием прочие литератур ные сведения -об этой песне. В истории этой песни поражает необык новенно быстрое проникновение ее в ши рокие народные массы. Прежде всего она попадает в тюремную среду и уже отту да прокладывает путь дальше. Об этом свидетельствует ряд источников. Л. Мель- шин в своих записках «В мире отвержен ных» рассказывает, как эту песню ему сообщил один из арестантов (по прозвищу Сохатый), выдав за свое собственное со чинение. Однако плагиат был немедля разоблачен. Старожил каторги, старый бродяга Годунов восстанавливает истину; «Этой пеоне, по крайней мере, тридцать лет ость, — утверждал он.—Сохатый без штанов еще бегал, когда я в первый раз в Сибирь шел, и тогда я уже слышал эту песню; в ней ведь о тех временах гово
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2