Сибирские огни, 1947, № 3
героев чертах (ер. с рассказами « песнями •о Разине), где переплетается реализм с фантастикой. Интересны напечатанные в журнале рассказы о вождях революции. Шесть рассказав о товарищах Ленине, Сталине, Молотове, Ворошилове были записаны от рабочих и крестьян Сибири («Сиб. огни», 1937 г., № 5— 6 ). Это рассказы: «В Шу шенском», «Как я с Лениным на коньках катался», «Похороны Ильича», «В Крем- .ле», «Как тов. Ворошилов в забое рабо тал», «Подарок тов. Молотова». Рассказы эти носят мемуарный характер. Хотя во. rtpoc о мемуарных рассказах, как фольк лорных произведениях, дискуссионен, ■однако все современные фольклористы сходятся на признании за ними определен ной познавательной ценности, как нового явления устно-поэтического творчества. Значение рассказов о вождях .революции в том, что они проникнуты огромной тепло той, любовью к вождям, зарисовывают правдиво, реалистично отдельные черты любимых нами людей. Большое количество сказов и легенд о товарище Ленине записано Л. Кондыре- вым, А. Мисюревым, Ар. Ершовым. Часть Из этих записей также опубликована в журнале «Сиб. огни» (№ 1, 1941 г.). В предисловии к этим публикациям А. Ми- сюрев отмечает большое количество бы тующих в народе рассказов о Ленине, вы ражающих огромную любовь народных масс к вождю. В опубликованных леген дах Ленин рисуется вездесущим. Он по является Ьреди солдат на фронте первой мировой войны и призывает бороться за советскую власТь; в разгар борьбы с бе лыми он появляется и обеопечивает побе ду, его с нетерпением ждут партизаны Конского фронта и т. д. Мечты многих людей встретиться с любимым вождем ■отлились в легендарную форму. По словам исследователя, легенды о Ленине возник ли и начали развиваться еще до Октябрь ской революции. А Гуревич на Ленских приисках записал легенду о том, «Почему Ленин Лениным называться стал», в кото рой имя Ленина возводится к ленским событиям 1912 г. Кроме легенды о приез де Ленина на Ленские прииски, имеются легенды о приезде его в Барнаул, Омск и т. д. «Популярность Ленина уже в те годы была настолько велика, что старей шие рабочие готовы были видеть в каж. дом большевистском агитаторе — самого Ленина», — говорит А. Мисюрев. Сибирские крестьяне-партизаны в своих рассказах наделили Ленина традиционными свойствами народных героев — богатырей, отсюда Ленин неуязвим, его «пуля не бе рег» и т. д. Ленин — наш, Ленин — всегда с нами — такова основная суть легенд и реали. стичеоких оказаний о нем. Журнал опубликовал интересные образ цы приискового фольклора, фольклора горнорабочих, гражданской войны, о вож дях ' революции. Журнал проявил особое внимание к новому фольклору, знакомя с иим читателей, популяризуя его, давая ему верную оценку. Публикацией этих ма териалов журнал безусловно внес значи тельный вклад в советскую фольклори стику. * * *. Публикации материалов устной поэзии народов Сибири занимают в журнале «Си бирские огни», среди других фольклорных материалов, преобладающее место. Появ ление произведений устно-народного твор. честна народов Сибири — большой вклад журнала в дело изучения фольклора этих народов в советскую эпоху. В эту работу вложили немало труда новосибирские пи сатели и особенно А. Л. Коптело®, А. И. Смердов, посвятившие свои работы ойрот- - скому и шорскому фольклору. Материалы по фольклору народов Си бири, напечатанные в журнале, весьма разнообразны по объектам и форме. Тут мы находим устно-поэтические произведе ния народов севера Сибири (остяков, эвенков, юраков, долган), якутов, бурят- монголов, ойротов, шорце®, тувинцев. От дельные статьи посвящены творчеству на родов Средней Азии и Кавказа (казахов, армян) и т. д. О бурят-монгольском устном творчестве напечатано несколько рецензий на разные издания, например «Бурятоведческие сбор ники», издаваемые бурят.монгольской сек цией ©СОРГО, выходившие в 1926—1927 гг. ■В журнале была напечатана статья «О бурят-монгольском эпосе и шаманской поэ зии» («Сиб. огни» № 5, 1923 г.), в кото рой читатель знакомился с бурят-монголь ской эпической поэмой «Гэсэр», рассказы вающей о борьбе Гэсэра с силами зла и насилия, о наступлении на земле мира и счастья. Статья знакомит также с поэти ческими особенностями шаманской поэзии, приводит образцы ее. Несколько позже в журнале было опубликовано бурятское предание «О бедном Дорджи и богатом Ананды» i(№ 4, 1935 г.). Ряд публикаций относится к известному народному певцу — улигерши—Аполлону Тороеву. В журна ле напечатаны его пеюни «Сталину», «Ар шин» (№ 6 , 1939 г.). В записях А. Гуре вича опубликованы «Сказки Аполлона То- роева»: «Бедняк», «Няня Хубун», «Хан-Се. над». Сказки эти новы по оэоему содер жанию. Это сказки о бедняках и их борь бе с богатеями, о победе над экшлоата- торами. Большее количество материалов напеча тано по фольклору народов севера Сиби ри. В 1933 г. были опубликованы «Тунгус ские сказки» («Сиб. огни» № 9— 10 , 1933 г.), записанные в 1920—1933 гг. Об этих сказках сообщаются интересные дан ные: «Тунгусские сказки материалистич ны. В сказочном творчестве тунгусов от разился промыслово-бытовой уклад охот, ников-иатуралистав. Слушая тунгусские сказки, не уходишь в несказанные миры, а созерцаешь реальный мир, пребываешь в быту той или иной действующей в сказке особи, ее естественной среде — тайге, берлоге, гнезде и т. д.». В том же году были напечатаны «Юрак- окне былины» (№ 11—12, 1933 г.). Позд нее появились: «Остяцкие сказки» (№ 5, 1934 г.), «Долганские сказки» (Мз 3,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2