Сибирские огни, 1947, № 3
ские фольклористы включи.™ тему рабоче го фольклора в .круг своих изучений. На Урале и в Карелии фольклористы от крыли ряд интересных произведений рабо чего фольклора.. На Урале работу по со би р а л о фольклора проделали В. П. Би рюков («Дореволюционный фольклор на Урале», Свердловск, 1936 г.), Е. М. Бш , нова («Тайные сказы рабочих .Урала», Ml, 1941 г.). В Сибири эта работа оставалась невыполненной. Было известно лишь нё- сколько публикаций в старых изданиях;. Работы А. Мисюрева в значительной мэре Восполнили этот пробел. А. Мисюрев «нашал «а богатую жилу горнозаводского фольклора». Сказы, запи санные А. Мисюревым, имеют' большую познавательную и художественную цен ность. Собиратель справедливо называет их своеобразной летописью, «в которой за печатлены и мучительный гнет, и ранние попытки добиться иной, разумной, спра ведливой жизни, и ничем не истребимая жизнестойкость трудового народа»1. Сказы горнорабочих рисуют яркие картины тя желой мучительной жизни рабочих. «По роли за ничтожное нарушение «обряда», за перевыполнение нормы, за справедливые жалобы, за вольное слово, за то, что ба ба на завалинке сидела, за то, что на столе самовар был»... Горнозаводский фольклор, записанный А. Мисюревым, не только прекрасный исторический источник, но вместе с тем, как пишет исследователь: «Эти предания и легенды — своеобразная устная белле тристика, нередко остро-сюжетная, остро, умная и всегда полная искреннего, глубо кого драматизма»2. В журнале были опубликованы впервые образцы разнообразных по тематике рабо чих сказаний: о каторжном труде; жесто ком наказании, издевательствах, о «супро- тивцах», «беглецах», Криволуцком, братьях Красиокутоких, Сороке. Эти беглецы — любимые герои .рабочих. Они — гроза для начальства и защитники рабочих и бедня. ков. Они изображены в рассказах, соглас но народной устно-поэтической традиции, полуреально, полуфантаетически. Наиболее популярный герой — Сорока, быстро пе редвигается по лесу, его тюрьма не дер жит и простая пуля .не берет. «Убили его медной пуговкой». Мечты старых рабочих о справедливой жизни воплощены в сказочном образе «Горного Батюшки». «Он — хозяин земли, ему жалко народ. Он — добрый, засту пается за рабочих». Он — покровитель и защитник труда. В- советское время в сказках горнорабо. / чих появляется новый герой — подлинный друг рабочих, защитник труда — В. И. ( Ленин. I \ Книге «Легенды и были» дал высокую оценку известный фольклорист М. К. Аза- доэокий. В предисловии к сборнику, от мечая познавательное значение рассказов, он пишет: «Значение сборника А. Мисю рева не ограничивается только этой сто роной: оно гораздо шире. Книжка А, Ми- 1 Л егенды и были , изд. 2 е, Н о в о с и б и р ск , 19*0 г., « т р . 13: 2 Т а м ж е , с т р . .11. сюрева имеет огромный общетеоретический интерес. В ней- особенно отчетливо обна руживается фольклорная природа рабочих сказов и вместе с тем оиа дает примеры рабочего фольклора в самом широком смысле этого слова: в ней представлены и рабочие песии, и рабочие сказы, и рабо чие легенды, и даже отзвуки старой гор- неваводской демонологии (легенды, о «Гор ном Батюшке»). С такой широтой горно заводский фольклор не был представлен еще ни .в одном сборнике и, несомненно, целый ряд текстов, опубликованных А. Мисюревым, в очень скором времени войдет (и должно войти) .в различные фольклорные антологии и учебные хре стоматии»3. Известно, что богатый .фольклор рабочих Урала не только собирал, но и блестяще использовал в своем художественном твор честве писатель, ныне лауреат Сталинской премии, депутат Верховного Совета СССР — П. П. Бажов, создавший изумительную книгу «Малахитовая шкатулка». Литера турное дарование А. Мисюрева несомнен. но скромнее и иного, чем у П. П. Бажо ва,' качества. На основании записанных им рабочих сказов А. Мисюрев создает ряд рассказов, напечатанных в журнале «Си бирские огни» и затем вошедших в книгу «След беглеца Сороки». Рассказы, по строенные на фольклорном материале, А. Мисюрев .печатал и позже, во время Отечественной войны («Три правды» и др.). Гражданская война, партизанское дви жение сибиряков против белогвардейцев и интервентов нашли широкое отражение в фольклоре. К сожалению, фольклор этой эпохи слабо изучен, особенно в Западной Сибири. Едва ли не первой работой о пар тизанском фольклоре Сибири была статья А. Поповой «Песни партизан», напечатан ная в «Сибирской живой старине» (вып. 1 (V), 1925 г., стр. 29—37), в которой при ведены 22 песни забайкальских партизан. П.озже большую работу По собиранию и исследованию партизанского фольклора Восточной Сибири развернул иркутский фольклорист С. Ф. Баранов4. К сожалению, в Западной Сибири я на Алтае фольклор партизанского движе ния не изучен. В «Оибироких огнях» была напечатана за все время лишь одна пуб ликация, это «Легенда о партизане Ста- скже», в записи писателя Н. Кудрявцева (№ 4, 1937 г.). Легенда эта — интересный образчик нового фольклора по тематике, использующего традиционные приемы. Стасюк .рисуется силачом, неуязвимым, не уловимым, непобедимым. Он ведет борьбу с белыми. Белые в упор стреляют в него, а «Стасюк стоит да, словно солому, пули с себя стряхивает». Он неуловим для бе лых, «потому что за него стал весь на род». Схваченный и посаженный врагами в тюрьму, он попросил чашку воды, «на гнулся над чашкой, нырнул и был таков». Новый герой — борец за советскую власть рисуется в традиционных для народных 3 Л егенды и были , изд 2-е, 1940 г ., с т р . 6, 4 С . Б аранов „П е сн и п а р ти зан В о с т о ч н о й С и би р и ” , И зв е сти я о бщ е с т в а и зучени я „В о с т о ч н о -С и б и р с к о г о кр а я " . И р к у т с к , 1936 г ., т . I. а т акж е с т . „П е сн и гр аж дан ской войны * в е б . „У чены е запнеки И р к у т с к о г о П е д а г о ги ч е с к о г о И н с ти т у т а * .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2