Сибирские огни, 1947, № 3

ские фольклористы включи.™ тему рабоче­ го фольклора в .круг своих изучений. На Урале и в Карелии фольклористы от­ крыли ряд интересных произведений рабо­ чего фольклора.. На Урале работу по со­ би р а л о фольклора проделали В. П. Би­ рюков («Дореволюционный фольклор на Урале», Свердловск, 1936 г.), Е. М. Бш , нова («Тайные сказы рабочих .Урала», Ml, 1941 г.). В Сибири эта работа оставалась невыполненной. Было известно лишь нё- сколько публикаций в старых изданиях;. Работы А. Мисюрева в значительной мэре Восполнили этот пробел. А. Мисюрев «нашал «а богатую жилу горнозаводского фольклора». Сказы, запи­ санные А. Мисюревым, имеют' большую познавательную и художественную цен­ ность. Собиратель справедливо называет их своеобразной летописью, «в которой за­ печатлены и мучительный гнет, и ранние попытки добиться иной, разумной, спра­ ведливой жизни, и ничем не истребимая жизнестойкость трудового народа»1. Сказы горнорабочих рисуют яркие картины тя­ желой мучительной жизни рабочих. «По­ роли за ничтожное нарушение «обряда», за перевыполнение нормы, за справедливые жалобы, за вольное слово, за то, что ба­ ба на завалинке сидела, за то, что на столе самовар был»... Горнозаводский фольклор, записанный А. Мисюревым, не только прекрасный исторический источник, но вместе с тем, как пишет исследователь: «Эти предания и легенды — своеобразная устная белле­ тристика, нередко остро-сюжетная, остро, умная и всегда полная искреннего, глубо­ кого драматизма»2. В журнале были опубликованы впервые образцы разнообразных по тематике рабо­ чих сказаний: о каторжном труде; жесто­ ком наказании, издевательствах, о «супро- тивцах», «беглецах», Криволуцком, братьях Красиокутоких, Сороке. Эти беглецы — любимые герои .рабочих. Они — гроза для начальства и защитники рабочих и бедня. ков. Они изображены в рассказах, соглас­ но народной устно-поэтической традиции, полуреально, полуфантаетически. Наиболее популярный герой — Сорока, быстро пе­ редвигается по лесу, его тюрьма не дер­ жит и простая пуля .не берет. «Убили его медной пуговкой». Мечты старых рабочих о справедливой жизни воплощены в сказочном образе «Горного Батюшки». «Он — хозяин земли, ему жалко народ. Он — добрый, засту­ пается за рабочих». Он — покровитель и защитник труда. В- советское время в сказках горнорабо. / чих появляется новый герой — подлинный друг рабочих, защитник труда — В. И. ( Ленин. I \ Книге «Легенды и были» дал высокую оценку известный фольклорист М. К. Аза- доэокий. В предисловии к сборнику, от­ мечая познавательное значение рассказов, он пишет: «Значение сборника А. Мисю­ рева не ограничивается только этой сто­ роной: оно гораздо шире. Книжка А, Ми- 1 Л егенды и были , изд. 2 е, Н о в о с и б и р ск , 19*0 г., « т р . 13: 2 Т а м ж е , с т р . .11. сюрева имеет огромный общетеоретический интерес. В ней- особенно отчетливо обна­ руживается фольклорная природа рабочих сказов и вместе с тем оиа дает примеры рабочего фольклора в самом широком смысле этого слова: в ней представлены и рабочие песии, и рабочие сказы, и рабо­ чие легенды, и даже отзвуки старой гор- неваводской демонологии (легенды, о «Гор­ ном Батюшке»). С такой широтой горно­ заводский фольклор не был представлен еще ни .в одном сборнике и, несомненно, целый ряд текстов, опубликованных А. Мисюревым, в очень скором времени войдет (и должно войти) .в различные фольклорные антологии и учебные хре­ стоматии»3. Известно, что богатый .фольклор рабочих Урала не только собирал, но и блестяще использовал в своем художественном твор­ честве писатель, ныне лауреат Сталинской премии, депутат Верховного Совета СССР — П. П. Бажов, создавший изумительную книгу «Малахитовая шкатулка». Литера­ турное дарование А. Мисюрева несомнен. но скромнее и иного, чем у П. П. Бажо­ ва,' качества. На основании записанных им рабочих сказов А. Мисюрев создает ряд рассказов, напечатанных в журнале «Си­ бирские огни» и затем вошедших в книгу «След беглеца Сороки». Рассказы, по­ строенные на фольклорном материале, А. Мисюрев .печатал и позже, во время Отечественной войны («Три правды» и др.). Гражданская война, партизанское дви­ жение сибиряков против белогвардейцев и интервентов нашли широкое отражение в фольклоре. К сожалению, фольклор этой эпохи слабо изучен, особенно в Западной Сибири. Едва ли не первой работой о пар­ тизанском фольклоре Сибири была статья А. Поповой «Песни партизан», напечатан­ ная в «Сибирской живой старине» (вып. 1 (V), 1925 г., стр. 29—37), в которой при­ ведены 22 песни забайкальских партизан. П.озже большую работу По собиранию и исследованию партизанского фольклора Восточной Сибири развернул иркутский фольклорист С. Ф. Баранов4. К сожалению, в Западной Сибири я на Алтае фольклор партизанского движе­ ния не изучен. В «Оибироких огнях» была напечатана за все время лишь одна пуб­ ликация, это «Легенда о партизане Ста- скже», в записи писателя Н. Кудрявцева (№ 4, 1937 г.). Легенда эта — интересный образчик нового фольклора по тематике, использующего традиционные приемы. Стасюк .рисуется силачом, неуязвимым, не­ уловимым, непобедимым. Он ведет борьбу с белыми. Белые в упор стреляют в него, а «Стасюк стоит да, словно солому, пули с себя стряхивает». Он неуловим для бе­ лых, «потому что за него стал весь на­ род». Схваченный и посаженный врагами в тюрьму, он попросил чашку воды, «на­ гнулся над чашкой, нырнул и был таков». Новый герой — борец за советскую власть рисуется в традиционных для народных 3 Л егенды и были , изд 2-е, 1940 г ., с т р . 6, 4 С . Б аранов „П е сн и п а р ти зан В о с т о ч н о й С и би ­ р и ” , И зв е сти я о бщ е с т в а и зучени я „В о с т о ч н о -С и ­ б и р с к о г о кр а я " . И р к у т с к , 1936 г ., т . I. а т акж е с т . „П е сн и гр аж дан ской войны * в е б . „У чены е запнеки И р к у т с к о г о П е д а г о ги ч е с к о г о И н с ти т у т а * .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2