Сибирские огни, 1947, № 3
в которой назвал ее еденным вкладом в нашу фольклористическую литературу». Журнал высоко оценил также работу Г. С. Виноградова по детскому фольклору. Вскоре эта работа Г. С. Виноградова полу чила высокую оценку в нашей и зарубеж ной научной прессе. Когда в 1929 г. в Ленинграде вышла книга Капицы «Дет ский фольклор», «Сибирские огни», отме чая ценность этой работы, писали, что труд Капицы основан на исследованиях сибирского ученого проф. Г. С. Виногра дова («Сиб. огни» № 5, 1929 г. сто 175— 176). F Из традиционных жанров русского фольклора журнал опубликовал несколько русских народных песен и частушек («Ста ринные песни Алтая», «Сиб. огни» № 4, 1927 г.). Публикации эти, однако, не от личаются высоким научным уровнем, к т о му же они ошибочно комментированы Ив. Ерошиным. Интересна публикация местного томско го предания «О Томе и Ушае» («Сиб. ог ни» № 3, 1926 г.). Подобные предания / имеют большое распространение в различ ных местах, они представляют большой поэтический и познавательный интерес. К сожалению, эта публикация на страницах журнала осталась единственным образцом подобного рода произведений. Уже в 20-х г. журнал делает попытку публиковать фольклор (революционных дви. жеяий прошлого. Образцом этого рода яв ляется статья «Заговор декабристов в си бирских песнях и легендах». Возможно, откликом на эту публикацию явилась статья Анны Пруосак «Из сибирских ска заний о декабристах», напечатанная в «Си бирской живой старине» (вып. I (V), 1926 г., стр. 38). Позднее А. В. Гуревич в Прибайкалье записал много легенд о Iдекабристах, представляющих большой ин терес для фольклористов и историков1. В конце 30-х г. вышли сборники: «Сказ ки Красноярского края» М. Красножено- вой (Л., 1937 г.), «Легенды и были» А. Мисюрева (Новосибирск, 1939 г.), «Старый фольклор Прибайкалья» А. В. Гуревича и JI. Е. Элиасова (Улан-Удэ, 1939 г.), «Рус ские сказки Восточной Сибири» А. Гуре вича (Иркутск, 1939 г.), «Сказки Магая» (Л., 1940 г.) и, наконец, «Былины и исто рические песни Сибири» с предисловием и под редакцией М. Азадовского (Новоси бирск, 1939 г.). Все эти издания, обогатившие фольклор ную науку, были отмечены обстоятельными рецензиями в «Сибирских огнях». Сказоч. ные и эпические богатства Сибири пред стали в этих сборниках во всем своем грандиозном величии. Нечего и говорить, что они перевернули старые представле ния о неспособности сибиряков к поэтиче скому творчеству, об отсутствии в Сибири старинных преданий, эпоса, песен. Они выявили ряд выдающихся мастеров сказ ки: Аксаментова, Болыпедворской, Чигае- ву, Сороковикова и др. Русский фольклор, опубликованный в эти годы в журнале, довольно разнооб- 1 А . В. Гуревич и Л . Е. Элиа сов .С та ры й Фоль клор П ри байкалья " , Улан-Удэ, 1939 г , стр . 10-30. разен и свеж: это фольклор рабочий- фольклор гражданской войны, фольклор о вождях революции. При всей интенсивности фольклорных работ сборники «Сибирской живой стари ны» в центре своего изучения имели тра диционные жанры фольклора. Интерес к новому фольклору на страницах «Сибир ской живой старины» был выражен край не слабо. За все время своего существо вания «Сибирская живая старина» напеча тала одну лишь статью А. Поповой «Пес ни партизан» (вып. I, (V), 1926 г., сто 29—39). Молодые фольклористы 30-х гг. за нялись усиленным (Восполнением этого пробела, стали работать по-новому. На страницах «Сибирских огней» появляются публикации рабочего фольклора, фольклора революционных движений прошлого, граж данской войны, фольклора о (вождях ре волюции — Ленине и Сталине. Здесь, прежде всего, следует указать на интересную, пока единственную публи кацию А. Гуревича «Фольклор Ленских, приисков» («Сиб. огни» № 5, 4935 г.). В статье «Фольклор Ленских приисков» опу бликованы устные рассказы о жизни рабо чих Ленских приисков, песни о ленском расстреле. И рассказы и песни эти — про стые, безискусственные, — вместе с тем полны жуткой правды о каторжной жизни рабочих и страшном злодеянии царских палачей в далекой тайге, на Ленских при исках. «Песни и 'устные рассказы рабочих ста рой Сибири» (1940 г.) являются пока что единственными устно-поэтическими памят никами ленской трагедии 1912 г. Неутомимый собиратель А. В. Гуревич- в своих работах уделяет большое внима ние новым видам фольклора. А. В. Гуре вич опубликовал несколько фольклорных сборников. Обзор его фольклорной дея тельности дал цроф. (К. (К'Опержииский в статье «Восточно-Сибирская" фольклори стика», напечатанной в «Сибирских орнях» Щ? 4—5, 1940 г., стр. 172— 181). Характерным для фольклорной работы А. В. Гуревич является стремление при влечь к фольклорным изысканиям учащих ся, литгеружковцев, рабочих, колхозников, следовательно, придать этой работе массо вый характер. В этом А. В. Гуревич руко водится указаниями А. М. Горького на съезде советских писателей, а также пись мом Н. К. Крупской о собирании фольк лора, помещенным в журнале «Будущая Сибирь» ((№ 6, 1933 г.). С 1938 г. журнал «Сибирские опии» на чинает публиковать «Оказания алтайских мастеровых» А. Мисюрева, позже вошед ших в книгу «Легенды и были», вышед шую в Новосибирском издательстве в 1938 г., с предисловием проф.. М. К. Аза довского. Публикация фольклора горноза водских рабочих Сибири является значи тельным вкладом в фольклористику. Выше мы указывали, что рабочий фольк лор в дореволюционное время почти не изучался. Старые фольклористы относи лись к нему пренебрежительно, объявляя его продуктом упадка, разложения. Совет
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2