Сибирские огни, 1947, № 3

в которой назвал ее еденным вкладом в нашу фольклористическую литературу». Журнал высоко оценил также работу Г. С. Виноградова по детскому фольклору. Вскоре эта работа Г. С. Виноградова полу­ чила высокую оценку в нашей и зарубеж­ ной научной прессе. Когда в 1929 г. в Ленинграде вышла книга Капицы «Дет­ ский фольклор», «Сибирские огни», отме­ чая ценность этой работы, писали, что труд Капицы основан на исследованиях сибирского ученого проф. Г. С. Виногра­ дова («Сиб. огни» № 5, 1929 г. сто 175— 176). F Из традиционных жанров русского фольклора журнал опубликовал несколько русских народных песен и частушек («Ста­ ринные песни Алтая», «Сиб. огни» № 4, 1927 г.). Публикации эти, однако, не от­ личаются высоким научным уровнем, к т о ­ му же они ошибочно комментированы Ив. Ерошиным. Интересна публикация местного томско­ го предания «О Томе и Ушае» («Сиб. ог­ ни» № 3, 1926 г.). Подобные предания / имеют большое распространение в различ­ ных местах, они представляют большой поэтический и познавательный интерес. К сожалению, эта публикация на страницах журнала осталась единственным образцом подобного рода произведений. Уже в 20-х г. журнал делает попытку публиковать фольклор (революционных дви. жеяий прошлого. Образцом этого рода яв­ ляется статья «Заговор декабристов в си­ бирских песнях и легендах». Возможно, откликом на эту публикацию явилась статья Анны Пруосак «Из сибирских ска­ заний о декабристах», напечатанная в «Си­ бирской живой старине» (вып. I (V), 1926 г., стр. 38). Позднее А. В. Гуревич в Прибайкалье записал много легенд о Iдекабристах, представляющих большой ин­ терес для фольклористов и историков1. В конце 30-х г. вышли сборники: «Сказ­ ки Красноярского края» М. Красножено- вой (Л., 1937 г.), «Легенды и были» А. Мисюрева (Новосибирск, 1939 г.), «Старый фольклор Прибайкалья» А. В. Гуревича и JI. Е. Элиасова (Улан-Удэ, 1939 г.), «Рус­ ские сказки Восточной Сибири» А. Гуре­ вича (Иркутск, 1939 г.), «Сказки Магая» (Л., 1940 г.) и, наконец, «Былины и исто­ рические песни Сибири» с предисловием и под редакцией М. Азадовского (Новоси­ бирск, 1939 г.). Все эти издания, обогатившие фольклор­ ную науку, были отмечены обстоятельными рецензиями в «Сибирских огнях». Сказоч. ные и эпические богатства Сибири пред­ стали в этих сборниках во всем своем грандиозном величии. Нечего и говорить, что они перевернули старые представле­ ния о неспособности сибиряков к поэтиче­ скому творчеству, об отсутствии в Сибири старинных преданий, эпоса, песен. Они выявили ряд выдающихся мастеров сказ­ ки: Аксаментова, Болыпедворской, Чигае- ву, Сороковикова и др. Русский фольклор, опубликованный в эти годы в журнале, довольно разнооб- 1 А . В. Гуревич и Л . Е. Элиа сов .С та ры й Фоль­ клор П ри байкалья " , Улан-Удэ, 1939 г , стр . 10-30. разен и свеж: это фольклор рабочий- фольклор гражданской войны, фольклор о вождях революции. При всей интенсивности фольклорных работ сборники «Сибирской живой стари­ ны» в центре своего изучения имели тра­ диционные жанры фольклора. Интерес к новому фольклору на страницах «Сибир­ ской живой старины» был выражен край­ не слабо. За все время своего существо­ вания «Сибирская живая старина» напеча­ тала одну лишь статью А. Поповой «Пес­ ни партизан» (вып. I, (V), 1926 г., сто 29—39). Молодые фольклористы 30-х гг. за­ нялись усиленным (Восполнением этого пробела, стали работать по-новому. На страницах «Сибирских огней» появляются публикации рабочего фольклора, фольклора революционных движений прошлого, граж­ данской войны, фольклора о (вождях ре­ волюции — Ленине и Сталине. Здесь, прежде всего, следует указать на интересную, пока единственную публи­ кацию А. Гуревича «Фольклор Ленских, приисков» («Сиб. огни» № 5, 4935 г.). В статье «Фольклор Ленских приисков» опу­ бликованы устные рассказы о жизни рабо­ чих Ленских приисков, песни о ленском расстреле. И рассказы и песни эти — про­ стые, безискусственные, — вместе с тем полны жуткой правды о каторжной жизни рабочих и страшном злодеянии царских палачей в далекой тайге, на Ленских при­ исках. «Песни и 'устные рассказы рабочих ста­ рой Сибири» (1940 г.) являются пока что единственными устно-поэтическими памят­ никами ленской трагедии 1912 г. Неутомимый собиратель А. В. Гуревич- в своих работах уделяет большое внима­ ние новым видам фольклора. А. В. Гуре­ вич опубликовал несколько фольклорных сборников. Обзор его фольклорной дея­ тельности дал цроф. (К. (К'Опержииский в статье «Восточно-Сибирская" фольклори­ стика», напечатанной в «Сибирских орнях» Щ? 4—5, 1940 г., стр. 172— 181). Характерным для фольклорной работы А. В. Гуревич является стремление при­ влечь к фольклорным изысканиям учащих­ ся, литгеружковцев, рабочих, колхозников, следовательно, придать этой работе массо­ вый характер. В этом А. В. Гуревич руко­ водится указаниями А. М. Горького на съезде советских писателей, а также пись­ мом Н. К. Крупской о собирании фольк­ лора, помещенным в журнале «Будущая Сибирь» ((№ 6, 1933 г.). С 1938 г. журнал «Сибирские опии» на­ чинает публиковать «Оказания алтайских мастеровых» А. Мисюрева, позже вошед­ ших в книгу «Легенды и были», вышед­ шую в Новосибирском издательстве в 1938 г., с предисловием проф.. М. К. Аза­ довского. Публикация фольклора горноза­ водских рабочих Сибири является значи­ тельным вкладом в фольклористику. Выше мы указывали, что рабочий фольк­ лор в дореволюционное время почти не изучался. Старые фольклористы относи­ лись к нему пренебрежительно, объявляя его продуктом упадка, разложения. Совет­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2