Сибирские огни, 1947, № 3

И . П А Р И Л О В Фольклор в „Сибирских огнях" На протяжении 25 лет своего существо­ вания журнал «Сибирские огни» не только 1 сыграл крупную роль в литературном раз. I витии Сибири, но я многое сделал в изу­ чении фольклора края. Из года в год журнал печатал самые разнообразные фольклорные материалы. За , 2 5 . лет журнал напечатал свыше 150_ статей iTtr''фольклору. Публикуя фольклорные материалы, зна; комя читателей с интересными прошве те­ ниями устной народной поэзии, журнал давал исследовательские статьи; в рецен­ зиях, заметках откликался на все круп­ нейшие события фольклорной жизни Си­ бири. В 20-х г. журнал печатал, главным об­ разом, рецензии и заметки о фольклорных работах, выходивших в Иркутске, о сбор­ никах «Сибирская живая старина», «Трудах Томского iKpaeaono музея» (1927— 1929 гг.), бюллетенях Тобольского музея (1928 г.), отдельных книгах по фольклору. В центре внимания журнала находилась работа ир­ кутских фольклористов. Это объясняется ( тем, что центром фольклорных изучений в Сибири в это время являлся, главным о б ­ разом, Иркутск; не случайно Ю. М. Соко­ лов говорил «о фольклорном гнезде» в Иркутске. Там работал в 1925— 1930 гг. известный фольклорист М. К. Азадовскнй, а также Г. С. Виноградов, там выходили сборники «Сибирской— живой... старины» (1923— 1929.. гг.), сыгравшие крупную роль в изучении этнография и фольклора Си­ бири. Заметно усилился фольклорный отдел «Сибирских огней» jb . 30- х г . Э то связано с подъемом фольклорной работы в стране, с большим вниманием партии и правитель­ ства к народному творчеству. Весь разнообразный фольклорный мате­ риал, публикованный в разное время на страницах «Сибирских огней», можно раз­ делить на две группы: 1) материал по рус­ скому фольклору, 2) материал по фольк. лору народов Сибири. Один из современных исследователей фольклора М . Азадовский отмечает, что в дореволюционное время при наличии по­ рой довольно интенсивных фольклорных изучений — вопросам изучения русского фольклора уделялось недостаточное вни­ мание. Еще Клвмеяц заметил: «В Сибири гораздо больше интересовались инород­ цами, чем русским населением»1. Област­ ники (Щапов и др.), считая сибиряков не­ способными к поэтическому творчеству,, забывшими старое предание, находили не­ интересным заниматься изучением твор­ чества русского народа в Сибири. Этот взгляд определил пренебрежительное от­ ношение к русскому фольклору Сибири со стороны исследователей дореволюционного времени. Коренным образом изменилось дело пос­ ле Великой Октябрьской социалистической революции. Фольклорные изучения приоб­ рели широкий, невиданный до сего време­ ни, размах. Изучается фольклор не только крестьянский, деревенский, но и фольклор рабочий, фольклор фабрик, заводов, руд­ ников, фольклор гражданской войны. Си­ бирские фольклористы, отбросив, как не­ годный хлам, областническую, буржуазно- националистическую концепцию, тормозя, щую науку, выходят на широкий простор научных изысканий в области русского фольклора и фольклора народов Сибири. В изучении фольклора Сибири в 20-х г. многое сделал Восточно-Сибирский отдел русского этнографического общества (ВСОРГО). Вокруг 1ВСОРГО и «Сибирской живой старины» объединились этнографы в фольклористы значительной части Сибири. Большим событием в фольклористике был выход в свет сборника М. Азадовско- го 1«0казки Верхнеленского края» (Ир­ кутск, 1925 г.). Значение этого сборника трудно переоценить. Прекрасные, сделан­ ные по всем правилам фольклористики записи, интересные сказки, содержательная вступительная статья, дающая выразитель­ ную характеристику сказочников. Это был первый сборник сказок Сибири, вышедший в советскую эпоху. После сборников Крас­ ноярского подотдела Восточно-Сибирского отдела Русского Географического общест­ ва, вышедших под /ред. Г. Н. Потанина и Андрианова в 1902 и 1906 гг., сборник М. Азадовского был крупным шагом впе­ ред и имел принципиальное научное зна. чение. Журнал «Сибирские огни» посвятил книге «Верхнеленских сказок» рецензию, 1 Ц и т и р у ю п о М . А з а д о в с к о и у „П у т и э тн о г р а ­ ф и ч е ск и х и зуч ени й В С О Р ГО ” . И р к у т ск . 19i6 г ., с тр . 28.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2