Сибирские огни, 1947, № 3
И . П А Р И Л О В Фольклор в „Сибирских огнях" На протяжении 25 лет своего существо вания журнал «Сибирские огни» не только 1 сыграл крупную роль в литературном раз. I витии Сибири, но я многое сделал в изу чении фольклора края. Из года в год журнал печатал самые разнообразные фольклорные материалы. За , 2 5 . лет журнал напечатал свыше 150_ статей iTtr''фольклору. Публикуя фольклорные материалы, зна; комя читателей с интересными прошве те ниями устной народной поэзии, журнал давал исследовательские статьи; в рецен зиях, заметках откликался на все круп нейшие события фольклорной жизни Си бири. В 20-х г. журнал печатал, главным об разом, рецензии и заметки о фольклорных работах, выходивших в Иркутске, о сбор никах «Сибирская живая старина», «Трудах Томского iKpaeaono музея» (1927— 1929 гг.), бюллетенях Тобольского музея (1928 г.), отдельных книгах по фольклору. В центре внимания журнала находилась работа ир кутских фольклористов. Это объясняется ( тем, что центром фольклорных изучений в Сибири в это время являлся, главным о б разом, Иркутск; не случайно Ю. М. Соко лов говорил «о фольклорном гнезде» в Иркутске. Там работал в 1925— 1930 гг. известный фольклорист М. К. Азадовскнй, а также Г. С. Виноградов, там выходили сборники «Сибирской— живой... старины» (1923— 1929.. гг.), сыгравшие крупную роль в изучении этнография и фольклора Си бири. Заметно усилился фольклорный отдел «Сибирских огней» jb . 30- х г . Э то связано с подъемом фольклорной работы в стране, с большим вниманием партии и правитель ства к народному творчеству. Весь разнообразный фольклорный мате риал, публикованный в разное время на страницах «Сибирских огней», можно раз делить на две группы: 1) материал по рус скому фольклору, 2) материал по фольк. лору народов Сибири. Один из современных исследователей фольклора М . Азадовский отмечает, что в дореволюционное время при наличии по рой довольно интенсивных фольклорных изучений — вопросам изучения русского фольклора уделялось недостаточное вни мание. Еще Клвмеяц заметил: «В Сибири гораздо больше интересовались инород цами, чем русским населением»1. Област ники (Щапов и др.), считая сибиряков не способными к поэтическому творчеству,, забывшими старое предание, находили не интересным заниматься изучением твор чества русского народа в Сибири. Этот взгляд определил пренебрежительное от ношение к русскому фольклору Сибири со стороны исследователей дореволюционного времени. Коренным образом изменилось дело пос ле Великой Октябрьской социалистической революции. Фольклорные изучения приоб рели широкий, невиданный до сего време ни, размах. Изучается фольклор не только крестьянский, деревенский, но и фольклор рабочий, фольклор фабрик, заводов, руд ников, фольклор гражданской войны. Си бирские фольклористы, отбросив, как не годный хлам, областническую, буржуазно- националистическую концепцию, тормозя, щую науку, выходят на широкий простор научных изысканий в области русского фольклора и фольклора народов Сибири. В изучении фольклора Сибири в 20-х г. многое сделал Восточно-Сибирский отдел русского этнографического общества (ВСОРГО). Вокруг 1ВСОРГО и «Сибирской живой старины» объединились этнографы в фольклористы значительной части Сибири. Большим событием в фольклористике был выход в свет сборника М. Азадовско- го 1«0казки Верхнеленского края» (Ир кутск, 1925 г.). Значение этого сборника трудно переоценить. Прекрасные, сделан ные по всем правилам фольклористики записи, интересные сказки, содержательная вступительная статья, дающая выразитель ную характеристику сказочников. Это был первый сборник сказок Сибири, вышедший в советскую эпоху. После сборников Крас ноярского подотдела Восточно-Сибирского отдела Русского Географического общест ва, вышедших под /ред. Г. Н. Потанина и Андрианова в 1902 и 1906 гг., сборник М. Азадовского был крупным шагом впе ред и имел принципиальное научное зна. чение. Журнал «Сибирские огни» посвятил книге «Верхнеленских сказок» рецензию, 1 Ц и т и р у ю п о М . А з а д о в с к о и у „П у т и э тн о г р а ф и ч е ск и х и зуч ени й В С О Р ГО ” . И р к у т ск . 19i6 г ., с тр . 28.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2