Сибирские огни, 1947, № 3

в художественном отношении, безидейны. Картина И. В, Титкова «На колхозной току» представляет собой далеко не за­ конченное произведение. Часть наших художников До сих пор еще не отрешилась от формалистических увлечений. Ярким свидетельством этого являются картины иркутского художника А. П. Жебинова, страдающие надуман­ ностью и условностью образов, неесте­ ственностью красок и приемов. Формали­ стически выполнена серия пейзажей ху­ дожником Кузнецовым. (Нельзя без тревоги не отметить и внутренних колебаний двух талантливых художников Сибири Л. Н. Огибенина и Б. И. Лебединского. Можно ' прямо ска­ зать, что на выставке представлены два Огибениных и два Лебединских. Наряду с отлично выполненным портре­ том инженера Дуничева, Огибенин выста­ вил портрет «Студента академии», пред­ ставляющий собой попытку дать некий собирательный образ молодого человека нашего времени. К этой задаче художник подошел с глубоко ошибочных позиций. Безвольно опущенные руки, неустойчиво поставленный корпус, ушедший в себя ■взгляд отражают какие-то сомнения и колебания этого неврастеничного, бледного моладогр человека, именуемого студентом академии. Манерность письма, нарочитая игра на тонах и красках, отклонение от реальности, правды выдают колебание и сомнение самого автора в творческом пути. Этот факт тем более тревожен, что в серии портретов, представленных Огибе- нщцда на выставке, (наиболее слабыми и отмеченными теми же недостатками, что и портрет «Студент академии» являются его последние работы, выполненные после решений,. Центрального Комитета об идео­ логической работе. Невольно встает во­ прос — в чем сомневается автор, почему и откуда у него появились тенденции к формализму в то время, когда наше ис­ кусство с огромной силой утверждает ме­ тод социалистического реализма. Столь же двойственен Лебединский. Его пейзаж в графике и пейзаж м аслом - эго две различных линии творческого пу­ ти художника. Графика реалистически от­ ражает сибирскую тайгу, могучую, маня­ щую, прекрасную. Чувствуется перспекти­ ва жизни, ее развитие,. чего нельзя ска­ зать о пейзажах, выполненных маслом, как, например, «Вешние воды». В этой картине все противоречиво. С одной сто­ роны деревья, согретые лучами весеннего солнца, пробужденные к новой жизни — свидетельство жизнеутверждеиия. А вни­ зу — темносиняя муть воды, устрашаю­ щая бездна, непонятная, таинственная сти­ хия- И трудно понять, перед чем прекло­ няется художник, какому началу отдает он свое предпочтение. Нельзя не отметить и наличия в твор­ честве отдельных художников элементов салонной живописи, непреодоленного пре­ клонения перед западничеством, нашедшие наиболее отчетливое выражение в работах художницы М. Л. Возлинской (Новоси­ бирск). В портретах заслуженного артиста РОФСР И. А. Зак, заслуженной артистки РСФСР В. П. Редлнх явно сквозят влия­ ния современного буржуазного западного искусства, сочетающихся со слащавой су- сальностью и условностью. Автор явно не понял ни советской действительности, ни психологии советских людей, ни их ми­ ровоззрения и продолжает оставаться на позициях, осужденных Центральным Ко­ митетом нашей партии. Некоторым художникам еще недостает Понимания прекрасного в искусстве. Здесь уместно напомнить понятие о прекрасном, сформулированное крупнейшим русским демократом Чернышевским, который пи­ сал: «...Мне кажется, что определение орекраоного — «прекрасное есть жизнь», прекрасно то существо, в котором мы ви­ дим жизнь такую, какова должна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который высказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни, — мне кажется, что это определение удо­ влетворительно объясняет все случаи, воз. буждзющие в нас чувства (Прекрасного». Что может быть прекраснее нашей жиз­ ни, жизни страны социализма, жизни со ­ ветских людей, людей-победителей. со­ здавших социалистический строй, отстояв­ ших честь и независимость своей родины от злобного и коварного врага, разгромив­ ших германский фашизм и японский импе- риадизм, и тем самым спасших мировую цивилизацию, уверенно и смело идущих вперед к сияющим вершинам коммунизма! Каким неисчерпаемым кладезем вдох­ новения Для творческих работников яв. ляется Советская страна, советские л ю д и - герои, их умные и великие дела. Нужно только понять нашу жизнь, вдохновиться ее героической, мощной красотой, и ху­ дожнику, наделенному талантом и ясным мировоззрением, открывается широкий путь творческого . отображения нашей ге. роичеокой современности. Вот почему со ­ ветский народ, советская страна ждут от художников новых произведений, отра­ жающих нашу жизнь. Товарищ Жданов в овоем докладе на собрании партийного актива Ленинграда говорил; «Где вы найдете такие великолепные качества людей, какие проявил наш совет­ ский народ в Великой Отечественной вой­ не и какие он должен каждый день про­ являть в трудовых делах, перейдя к мир­ ному развитию, восстановлению хозяйства и культуры. Каждый день поднимает наш народ все выше и выше. Мы сегодня не те, что были вчера и завтра будем не те. что были сегодня. Мы уже не те русские, какими были до 1917 года, и Русь у нас уже не та, и характер у нас не тот. Мы изменились и выросли вместе с теми ве­ личайшими преобразованиями, которые в корне изменили облик нашей страны. Показать эти новые высокие качества советских людей, показать наш народ не только в его сегодняшний день, но и за­ глянуть в его завтрашний день, помочь осветить прожектором путь вперед — та. кова задача каждого добросовестного со ­ ветского писателя. Писатель не может плестись в хвосте событий, он обязан итти в передовых рядах народа, указывая

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2