Сибирские огни, 1947, № 3
в художественном отношении, безидейны. Картина И. В, Титкова «На колхозной току» представляет собой далеко не за конченное произведение. Часть наших художников До сих пор еще не отрешилась от формалистических увлечений. Ярким свидетельством этого являются картины иркутского художника А. П. Жебинова, страдающие надуман ностью и условностью образов, неесте ственностью красок и приемов. Формали стически выполнена серия пейзажей ху дожником Кузнецовым. (Нельзя без тревоги не отметить и внутренних колебаний двух талантливых художников Сибири Л. Н. Огибенина и Б. И. Лебединского. Можно ' прямо ска зать, что на выставке представлены два Огибениных и два Лебединских. Наряду с отлично выполненным портре том инженера Дуничева, Огибенин выста вил портрет «Студента академии», пред ставляющий собой попытку дать некий собирательный образ молодого человека нашего времени. К этой задаче художник подошел с глубоко ошибочных позиций. Безвольно опущенные руки, неустойчиво поставленный корпус, ушедший в себя ■взгляд отражают какие-то сомнения и колебания этого неврастеничного, бледного моладогр человека, именуемого студентом академии. Манерность письма, нарочитая игра на тонах и красках, отклонение от реальности, правды выдают колебание и сомнение самого автора в творческом пути. Этот факт тем более тревожен, что в серии портретов, представленных Огибе- нщцда на выставке, (наиболее слабыми и отмеченными теми же недостатками, что и портрет «Студент академии» являются его последние работы, выполненные после решений,. Центрального Комитета об идео логической работе. Невольно встает во прос — в чем сомневается автор, почему и откуда у него появились тенденции к формализму в то время, когда наше ис кусство с огромной силой утверждает ме тод социалистического реализма. Столь же двойственен Лебединский. Его пейзаж в графике и пейзаж м аслом - эго две различных линии творческого пу ти художника. Графика реалистически от ражает сибирскую тайгу, могучую, маня щую, прекрасную. Чувствуется перспекти ва жизни, ее развитие,. чего нельзя ска зать о пейзажах, выполненных маслом, как, например, «Вешние воды». В этой картине все противоречиво. С одной сто роны деревья, согретые лучами весеннего солнца, пробужденные к новой жизни — свидетельство жизнеутверждеиия. А вни зу — темносиняя муть воды, устрашаю щая бездна, непонятная, таинственная сти хия- И трудно понять, перед чем прекло няется художник, какому началу отдает он свое предпочтение. Нельзя не отметить и наличия в твор честве отдельных художников элементов салонной живописи, непреодоленного пре клонения перед западничеством, нашедшие наиболее отчетливое выражение в работах художницы М. Л. Возлинской (Новоси бирск). В портретах заслуженного артиста РОФСР И. А. Зак, заслуженной артистки РСФСР В. П. Редлнх явно сквозят влия ния современного буржуазного западного искусства, сочетающихся со слащавой су- сальностью и условностью. Автор явно не понял ни советской действительности, ни психологии советских людей, ни их ми ровоззрения и продолжает оставаться на позициях, осужденных Центральным Ко митетом нашей партии. Некоторым художникам еще недостает Понимания прекрасного в искусстве. Здесь уместно напомнить понятие о прекрасном, сформулированное крупнейшим русским демократом Чернышевским, который пи сал: «...Мне кажется, что определение орекраоного — «прекрасное есть жизнь», прекрасно то существо, в котором мы ви дим жизнь такую, какова должна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который высказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни, — мне кажется, что это определение удо влетворительно объясняет все случаи, воз. буждзющие в нас чувства (Прекрасного». Что может быть прекраснее нашей жиз ни, жизни страны социализма, жизни со ветских людей, людей-победителей. со здавших социалистический строй, отстояв ших честь и независимость своей родины от злобного и коварного врага, разгромив ших германский фашизм и японский импе- риадизм, и тем самым спасших мировую цивилизацию, уверенно и смело идущих вперед к сияющим вершинам коммунизма! Каким неисчерпаемым кладезем вдох новения Для творческих работников яв. ляется Советская страна, советские л ю д и - герои, их умные и великие дела. Нужно только понять нашу жизнь, вдохновиться ее героической, мощной красотой, и ху дожнику, наделенному талантом и ясным мировоззрением, открывается широкий путь творческого . отображения нашей ге. роичеокой современности. Вот почему со ветский народ, советская страна ждут от художников новых произведений, отра жающих нашу жизнь. Товарищ Жданов в овоем докладе на собрании партийного актива Ленинграда говорил; «Где вы найдете такие великолепные качества людей, какие проявил наш совет ский народ в Великой Отечественной вой не и какие он должен каждый день про являть в трудовых делах, перейдя к мир ному развитию, восстановлению хозяйства и культуры. Каждый день поднимает наш народ все выше и выше. Мы сегодня не те, что были вчера и завтра будем не те. что были сегодня. Мы уже не те русские, какими были до 1917 года, и Русь у нас уже не та, и характер у нас не тот. Мы изменились и выросли вместе с теми ве личайшими преобразованиями, которые в корне изменили облик нашей страны. Показать эти новые высокие качества советских людей, показать наш народ не только в его сегодняшний день, но и за глянуть в его завтрашний день, помочь осветить прожектором путь вперед — та. кова задача каждого добросовестного со ветского писателя. Писатель не может плестись в хвосте событий, он обязан итти в передовых рядах народа, указывая
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2