Сибирские огни, 1947, № 3

тор, запевала новых форм труда, способ­ ный увлекать и вести за собой широкие массы рабочих. Это та молодая поросль, которую взрастила и воспитала наша партия Ленина—Сталина, молодежь, кото­ рой гордится наша страна. Художник А. Н. Кирчанов показал на выставке «Портрет сталевара» и «Портрет старейшего коксохимика». Автору удалось проникновенно, глубоко психологически передать образы людей нашего времени, умных, знающих свое дело, мастеров про­ изводства. Уверенным, оригинальным по­ черком, в котором нет ни одного лишнего штриха, художник вскрыл внутренний об ­ лик этих людей, обогащенных опытом жизни, строящих ее. Это типичные и вме- 'сте с тем яркие образы представителей нашего рабочего класса. На выставке немало и других запоми­ нающихся картин, ярко изображающих ге - . ройку Отечественной войны, показан со-' зидательный труд советских людей, вос­ станавливающих народное хозяйство, раз-' рушенное . немецко -фашистскими захватчи-, ками, например, картины Н. П. Хомков®— , «В родном колхозе» и И. В. Котовщикова — «Тюмеиьская судоверфь». Художник Хомков поднял в своем произведении «В родном колхозе» большую тему — воз­ рождение освобожденной земли, роль женщины в восстановлении хозяйства. Автор лаконично, но сильными1 живопис­ ными средствами показал опустошение, го . ре и ужас, принесенные войной. Своеоб­ разна композиция картины: на переднем плане конь, впряженный в плуг, женщина, держащая под уздцы коня, и вторая жен­ щина, хлопочущая по хозяйству; на зад. нем плане — землянки, подбитые танки, груды железа и израненная, изрытая во­ ронками земли, — все это создает глубо­ кое впечатление Тяжелого труда, кото , рый предстоит затратить советоким лю­ дям, чтобы возродить свою землю. А фи­ гуры женщин, выражение их лиц, жесты — свидетельствуют о несгибаемой воле советских людей, их готовности преодо­ леть любые трудности. На выставке богато и разнообразно пред­ ставлен пейзаж, главным образом сибир­ ский. Среди пейзажных полотен выделяет­ ся «Ночь на колхозной пашне» Ликманэ, написанная в мягком лирическом тоне, «На Оби» Мирошниченко, «Столбы» Руйга (Красноярск) и другие. Большое место на выставке занимает портрет. Один из старейших живописцев Сибири, художник Н.. Ф. Смолин выставил серию мастерски исполненных портретов деятелей культуры, науки и искусства. Художник В. Р. Волков (Омск) дал прекрасно исполненный портрет1 оред седа - . теля колхоза-миллионера «Горный орел». Художник Кондрашев А. И. представлен на выставке портретом председателя кол­ хоза «Гигант». Новоеибирекой области, де. лутата Верховного Совета СССР Шадрина. В скульптуре, кроме отмеченных-работ Лаврова, обращает внимание эскиз скульп­ тора В. Ф. Штейн (Новосибирск) «Чабан». И, наконец, графика, широко представ, ленная мастерскими работами иркутского художника Лебединского, молодого крас­ ноярца Р. К. Руйга, новосибирских чу* доокииков И. В. Титкова и В. В. Титкова. Нельзя не отметить отличные работы В. Титкова — «Бой за Мамаев курган», «За смерть товарища», «Через Сиваш». «На Крымскую землю», «Десант морской пехоты» и И. Титкова — «За взятие Ке­ нигсберга», «Блиндаж», «Разгром немцев в районе Великих Лук», его же серию нор­ вежских рисунков. Заслуживают быть отмеченными карти­ ны Шереметинсюой (Новосибирск): «Мате, ринство», в которой мягко, прочувствован­ но разрешена тема материнства в нашей стране, «Жена фронтовика» и «В суровые годы», показывающие образ советской женщины, стойко переносящей тяготы Ве­ ликой Отечественной войны. ■ Актуальность тематики, глубина и ши. рота содержания произведений, собранных на выставке — все это свидетельствует о там, что художники Сибири правильно по­ нимают требования, которые предъявляют им партия и советский народ, говорит о правильном творческом пути преобладаю­ щей массы сибирских художников и не­ сомненном их творческом росте. Надо, однако, оказать, что еще не все наши художники в одинаковой мере глу­ боко восприняли и поняли решения Цент­ рального Комитета и претворяют их в своей практической творческой работе.. Выставка не лишена крупных идейных и художественных недостатков. Наряду с произведениями высокоидей. ными и художественными, на выставке имеются безыдейные, бессодержательные, пустенькие картинки, слабые по замыслу и исполнению, а также произведения, в которых сказываются чуждые советскому изобразительному искусству влияния, или внутренние колебания авторов. Безыдей­ ность, оторванность от жизни, от действи­ тельности, дает себя знать в немалом ко­ личестве представленных на выставке пейзажей, которые при внешней красит вости лишены внутреннего содержания, не выражают ничего, кроме созерцательного, пустого любования природой. Не нашло отражения в творчестве си­ бирских художников новое строитель­ ство, развертывающееся в широких мас­ штабах в четвертой пятилетке, почти не показаны промышленные центры Сибири с их новыми мощными предприятиями. Един­ ственной попыткой показать труд шахте­ ров является картина художника В. П. То- миловского (Иркутск) «Угольный причал», чрезвычайно слабая в художественном от­ ношении. Ограниченная по замыслу и ком­ позиции, написанная в мрачном колорите картина свидетельствует о том, что автор далек от понимания требований современ­ ности и в своем произведении по суще­ ству извращает действительность. Не на­ шли еще достаточного освещения в жи­ вописи темы восстановления и развития социалистического сельского хозяйства, колхозного строительства, борьбы за хлеб, укрепления колхозного строя, слабо пока­ заны люди социалистической деревни. П о . священные этой теме картины К. П. Бе­ лова (Омск) «Хлеб фронту», К. П. Тимо­ феевой (Новосибирск) «Доярки» — слабы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2