Сибирские огни, 1947, № 3
тор, запевала новых форм труда, способ ный увлекать и вести за собой широкие массы рабочих. Это та молодая поросль, которую взрастила и воспитала наша партия Ленина—Сталина, молодежь, кото рой гордится наша страна. Художник А. Н. Кирчанов показал на выставке «Портрет сталевара» и «Портрет старейшего коксохимика». Автору удалось проникновенно, глубоко психологически передать образы людей нашего времени, умных, знающих свое дело, мастеров про изводства. Уверенным, оригинальным по черком, в котором нет ни одного лишнего штриха, художник вскрыл внутренний об лик этих людей, обогащенных опытом жизни, строящих ее. Это типичные и вме- 'сте с тем яркие образы представителей нашего рабочего класса. На выставке немало и других запоми нающихся картин, ярко изображающих ге - . ройку Отечественной войны, показан со-' зидательный труд советских людей, вос станавливающих народное хозяйство, раз-' рушенное . немецко -фашистскими захватчи-, ками, например, картины Н. П. Хомков®— , «В родном колхозе» и И. В. Котовщикова — «Тюмеиьская судоверфь». Художник Хомков поднял в своем произведении «В родном колхозе» большую тему — воз рождение освобожденной земли, роль женщины в восстановлении хозяйства. Автор лаконично, но сильными1 живопис ными средствами показал опустошение, го . ре и ужас, принесенные войной. Своеоб разна композиция картины: на переднем плане конь, впряженный в плуг, женщина, держащая под уздцы коня, и вторая жен щина, хлопочущая по хозяйству; на зад. нем плане — землянки, подбитые танки, груды железа и израненная, изрытая во ронками земли, — все это создает глубо кое впечатление Тяжелого труда, кото , рый предстоит затратить советоким лю дям, чтобы возродить свою землю. А фи гуры женщин, выражение их лиц, жесты — свидетельствуют о несгибаемой воле советских людей, их готовности преодо леть любые трудности. На выставке богато и разнообразно пред ставлен пейзаж, главным образом сибир ский. Среди пейзажных полотен выделяет ся «Ночь на колхозной пашне» Ликманэ, написанная в мягком лирическом тоне, «На Оби» Мирошниченко, «Столбы» Руйга (Красноярск) и другие. Большое место на выставке занимает портрет. Один из старейших живописцев Сибири, художник Н.. Ф. Смолин выставил серию мастерски исполненных портретов деятелей культуры, науки и искусства. Художник В. Р. Волков (Омск) дал прекрасно исполненный портрет1 оред седа - . теля колхоза-миллионера «Горный орел». Художник Кондрашев А. И. представлен на выставке портретом председателя кол хоза «Гигант». Новоеибирекой области, де. лутата Верховного Совета СССР Шадрина. В скульптуре, кроме отмеченных-работ Лаврова, обращает внимание эскиз скульп тора В. Ф. Штейн (Новосибирск) «Чабан». И, наконец, графика, широко представ, ленная мастерскими работами иркутского художника Лебединского, молодого крас ноярца Р. К. Руйга, новосибирских чу* доокииков И. В. Титкова и В. В. Титкова. Нельзя не отметить отличные работы В. Титкова — «Бой за Мамаев курган», «За смерть товарища», «Через Сиваш». «На Крымскую землю», «Десант морской пехоты» и И. Титкова — «За взятие Ке нигсберга», «Блиндаж», «Разгром немцев в районе Великих Лук», его же серию нор вежских рисунков. Заслуживают быть отмеченными карти ны Шереметинсюой (Новосибирск): «Мате, ринство», в которой мягко, прочувствован но разрешена тема материнства в нашей стране, «Жена фронтовика» и «В суровые годы», показывающие образ советской женщины, стойко переносящей тяготы Ве ликой Отечественной войны. ■ Актуальность тематики, глубина и ши. рота содержания произведений, собранных на выставке — все это свидетельствует о там, что художники Сибири правильно по нимают требования, которые предъявляют им партия и советский народ, говорит о правильном творческом пути преобладаю щей массы сибирских художников и не сомненном их творческом росте. Надо, однако, оказать, что еще не все наши художники в одинаковой мере глу боко восприняли и поняли решения Цент рального Комитета и претворяют их в своей практической творческой работе.. Выставка не лишена крупных идейных и художественных недостатков. Наряду с произведениями высокоидей. ными и художественными, на выставке имеются безыдейные, бессодержательные, пустенькие картинки, слабые по замыслу и исполнению, а также произведения, в которых сказываются чуждые советскому изобразительному искусству влияния, или внутренние колебания авторов. Безыдей ность, оторванность от жизни, от действи тельности, дает себя знать в немалом ко личестве представленных на выставке пейзажей, которые при внешней красит вости лишены внутреннего содержания, не выражают ничего, кроме созерцательного, пустого любования природой. Не нашло отражения в творчестве си бирских художников новое строитель ство, развертывающееся в широких мас штабах в четвертой пятилетке, почти не показаны промышленные центры Сибири с их новыми мощными предприятиями. Един ственной попыткой показать труд шахте ров является картина художника В. П. То- миловского (Иркутск) «Угольный причал», чрезвычайно слабая в художественном от ношении. Ограниченная по замыслу и ком позиции, написанная в мрачном колорите картина свидетельствует о том, что автор далек от понимания требований современ ности и в своем произведении по суще ству извращает действительность. Не на шли еще достаточного освещения в жи вописи темы восстановления и развития социалистического сельского хозяйства, колхозного строительства, борьбы за хлеб, укрепления колхозного строя, слабо пока заны люди социалистической деревни. П о . священные этой теме картины К. П. Бе лова (Омск) «Хлеб фронту», К. П. Тимо феевой (Новосибирск) «Доярки» — слабы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2