Сибирские огни, 1947, № 3
ника В. В. Титкова «2 февраля 1943 года в Сталинграде». Художник Н. К. Щекотав запечатлел на своем полотне образ на родной героини-партизанки Зои, идущей на казнь. Значительную, волнующую тему ху дожник разрешил с высоким мастерством и чувством в большом композиционном развороте. На фоне хорошо написанного русского пейзажа показана толпа совет ских людей, силой пригнанных на казнь, и на переднем плане, отделенная от толпы ^некоторым расстоянием,—Зоя. Возле нее— фашистские палачи. На картине нет ви селицы. Но автор удачным приемом, вы делив Зою на передний план -и отделив ее от толпы, подчеркнул ее обреченность; ощутимо воспринимаешь, что человек идет на смерть. Но как идет обреченная?! Гор до поднятая голова, -тагляд, полный нена висти, устремленный на врагов, и вместе с тем выражающий чувство высокого до стоинства, подчеркивающий духовное пре восходство жертвы над палачами, глубоко раскрывает образ. народной .героини — ее Кристально чистую совесть, благородную душу, преданность высоким идеалам и не сгибаемую волю. Хорошо ватисаны от дельные персонажи толпы, ярко выражены чувства советских, людей. Когда смотришь на это произведение, чувствуешь, что об реченная на смерть Зоя. не может умереть, она бессмертна. И, наоборот, палачей Зои, этих кровожадных разбойников, ожидает смерть и забвение. Картина не лишена не которых недостатков, которые автору сле дует устранить, как, например, некоторая сухость изображения, не везде точная ли ния и не всегда выразителен мазок, — но в целом картина представляет несом ненно значительное художественное произ ведение. 'Приковывает внимание зрителя картина новосибирского художника 'В. В. Т.иткова «2 февраля 1943 года в Сталинграде». На большом полотне запечатлено волнующее событие — встреча двух фронтов в Ста линграде. Художнику, который сам был участником этих событий, удалось отра зить радость победы, всесокрушающую мощь Советской 'Армии. Отдельные пер сонажи, представленные на переднем пла не, написаны е большим чувством и лю бовью. Художник ощутимо раскрывает тя желый и почетный труд воинов Советской Армии. В ней убедительно показано, что победа в Сталинграде — . это есть резуль тат воинского мастерства солдат и офи церов и мудрой стратегии великого пол ководца товарища Сталина. Сталинград — это не эпизод, а крушение всей стратегии и тактики хваленой немецко-фашистской армии и начало полного разгрома немец ко-фашистских 'ВОЙСК. Однако, картина в целом все же недо делана, в ней нет еще композиционной целостности, не во всем главное выделено из несущественного, чувствуется некото рая спешка и незаконченность в жи вописи. Художник Г. П. |Козлов (Омск) в своей картине «У карты Отечественной войны» ярко выразил чувства советских людей, с глубоким вниманием и волнением рас сматривающих флажки, отмечающие побе доносное продвижение Советской Армии. Каждый, находящийся у карты, живет своими чувствами, по-своему реагирует на события, но все вместе они — единый го . ветокий народ, который верит в близкую победу и гордится своей родной армией. Запоминаются полотна И. (В. Титкова (Новосибирск), отображающие отдельные события Великой Отечественной войны и , особенно картины «В боях за взятие Ке нигсберга» и «Танковый прорыв». Неудер жимый порыв, неодолимое движение впе ред, сокрушительная мощь огня «бога войны» — советской артиллерии, мощная авиация, поддерживающая танки в бею, герои-солдаты — все, это составляет еди ное целое. Это победный марш Советской Армии, который, .варишь, завершится» раз громом логова фашистского зверя — взя тием Берлина. Картина омского художника А. Н. Ли- берава «Ба.рабинская степь» относится к другому жанру, но она во многом ларе- 'вликаетея с произведениями батальной живописи. Необъятные просторы Барабы, написанные уверенной, смелой, кистью, в очень своеобразной гамме цветов, создают образ нашей Родины в целом, прославляют ее обаятельную красоту. Художник в пей заже конкретно-сибирскую по колориту тему сумел поднять до высокого латрио. тического обобщения. Вполне заслуженно картина Либерова удостоена жюри премии второй степени. Художник Бачинин (Омск) в картине «Ночь на реке Омке», старейший живопи сец Сибири, современник великого Сури кова; — Д. И. Караганов (Красноярск) в пейзаже «Таежная глушь», И. И. Тюти- ков (Новосибирск) в ярком живописном полотне «На реке Бердь» — каждый по- своему отобразили могучую красоту при роды Сибири, ее богатство и мощь. Среди портретов обращают на себя вни мание портрет инженера Дуничева работы Л. Н. О'Гибенина (Новосибирск), серия портретов з н а т н ы х рабочих Кузбасса ху. дожника ,Н. Д. Фомичева (Новосибирск), и два портрета работы молодого, одаренного .х у д бж н н к а - с а м о у ч 'К 'И из Кемерово — Кир- чанова. В портрете инженера-конструктора Ду ничева Л. Огибенину удалось передать живой и обаятельный облик советского интеллигента, умный сосредоточенный 'взгляд которого говорит о большой целе устремленности, энергии этого человека, словно вглядывающегося в будущее своей страны. Из работ художника Фомичева особенно привлекает /портрет кузбасской забойщицы комсомолки Оли Колесниковой. В простом карандашном рисунке, в скупой, но выра зительной манере1 изображения, художнику удалось раскрыть благородные черты но вого советского человека. Живой образ жизнерадостной, полной сил и энергии мо лодой советокой труженицы, передового человека производства встает перед нами в портрете Колесниковой. В каждом же сте, в постановке головы, в уверенном взгляде чувствуется, что это^ не только знатный забойщик, но кипучий организа-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2