Сибирские огни, 1947, № 3

ника В. В. Титкова «2 февраля 1943 года в Сталинграде». Художник Н. К. Щекотав запечатлел на своем полотне образ на­ родной героини-партизанки Зои, идущей на казнь. Значительную, волнующую тему ху­ дожник разрешил с высоким мастерством и чувством в большом композиционном развороте. На фоне хорошо написанного русского пейзажа показана толпа совет­ ских людей, силой пригнанных на казнь, и на переднем плане, отделенная от толпы ^некоторым расстоянием,—Зоя. Возле нее— фашистские палачи. На картине нет ви­ селицы. Но автор удачным приемом, вы­ делив Зою на передний план -и отделив ее от толпы, подчеркнул ее обреченность; ощутимо воспринимаешь, что человек идет на смерть. Но как идет обреченная?! Гор­ до поднятая голова, -тагляд, полный нена­ висти, устремленный на врагов, и вместе с тем выражающий чувство высокого до­ стоинства, подчеркивающий духовное пре­ восходство жертвы над палачами, глубоко раскрывает образ. народной .героини — ее Кристально чистую совесть, благородную душу, преданность высоким идеалам и не­ сгибаемую волю. Хорошо ватисаны от­ дельные персонажи толпы, ярко выражены чувства советских, людей. Когда смотришь на это произведение, чувствуешь, что об ­ реченная на смерть Зоя. не может умереть, она бессмертна. И, наоборот, палачей Зои, этих кровожадных разбойников, ожидает смерть и забвение. Картина не лишена не­ которых недостатков, которые автору сле­ дует устранить, как, например, некоторая сухость изображения, не везде точная ли­ ния и не всегда выразителен мазок, — но в целом картина представляет несом­ ненно значительное художественное произ­ ведение. 'Приковывает внимание зрителя картина новосибирского художника 'В. В. Т.иткова «2 февраля 1943 года в Сталинграде». На большом полотне запечатлено волнующее событие — встреча двух фронтов в Ста­ линграде. Художнику, который сам был участником этих событий, удалось отра­ зить радость победы, всесокрушающую мощь Советской 'Армии. Отдельные пер­ сонажи, представленные на переднем пла­ не, написаны е большим чувством и лю­ бовью. Художник ощутимо раскрывает тя­ желый и почетный труд воинов Советской Армии. В ней убедительно показано, что победа в Сталинграде — . это есть резуль­ тат воинского мастерства солдат и офи­ церов и мудрой стратегии великого пол­ ководца товарища Сталина. Сталинград — это не эпизод, а крушение всей стратегии и тактики хваленой немецко-фашистской армии и начало полного разгрома немец­ ко-фашистских 'ВОЙСК. Однако, картина в целом все же недо­ делана, в ней нет еще композиционной целостности, не во всем главное выделено из несущественного, чувствуется некото­ рая спешка и незаконченность в жи­ вописи. Художник Г. П. |Козлов (Омск) в своей картине «У карты Отечественной войны» ярко выразил чувства советских людей, с глубоким вниманием и волнением рас­ сматривающих флажки, отмечающие побе­ доносное продвижение Советской Армии. Каждый, находящийся у карты, живет своими чувствами, по-своему реагирует на события, но все вместе они — единый го . ветокий народ, который верит в близкую победу и гордится своей родной армией. Запоминаются полотна И. (В. Титкова (Новосибирск), отображающие отдельные события Великой Отечественной войны и , особенно картины «В боях за взятие Ке­ нигсберга» и «Танковый прорыв». Неудер­ жимый порыв, неодолимое движение впе­ ред, сокрушительная мощь огня «бога войны» — советской артиллерии, мощная авиация, поддерживающая танки в бею, герои-солдаты — все, это составляет еди­ ное целое. Это победный марш Советской Армии, который, .варишь, завершится» раз­ громом логова фашистского зверя — взя­ тием Берлина. Картина омского художника А. Н. Ли- берава «Ба.рабинская степь» относится к другому жанру, но она во многом ларе- 'вликаетея с произведениями батальной живописи. Необъятные просторы Барабы, написанные уверенной, смелой, кистью, в очень своеобразной гамме цветов, создают образ нашей Родины в целом, прославляют ее обаятельную красоту. Художник в пей­ заже конкретно-сибирскую по колориту тему сумел поднять до высокого латрио. тического обобщения. Вполне заслуженно картина Либерова удостоена жюри премии второй степени. Художник Бачинин (Омск) в картине «Ночь на реке Омке», старейший живопи­ сец Сибири, современник великого Сури­ кова; — Д. И. Караганов (Красноярск) в пейзаже «Таежная глушь», И. И. Тюти- ков (Новосибирск) в ярком живописном полотне «На реке Бердь» — каждый по- своему отобразили могучую красоту при­ роды Сибири, ее богатство и мощь. Среди портретов обращают на себя вни­ мание портрет инженера Дуничева работы Л. Н. О'Гибенина (Новосибирск), серия портретов з н а т н ы х рабочих Кузбасса ху. дожника ,Н. Д. Фомичева (Новосибирск), и два портрета работы молодого, одаренного .х у д бж н н к а - с а м о у ч 'К 'И из Кемерово — Кир- чанова. В портрете инженера-конструктора Ду ­ ничева Л. Огибенину удалось передать живой и обаятельный облик советского интеллигента, умный сосредоточенный 'взгляд которого говорит о большой целе­ устремленности, энергии этого человека, словно вглядывающегося в будущее своей страны. Из работ художника Фомичева особенно привлекает /портрет кузбасской забойщицы комсомолки Оли Колесниковой. В простом карандашном рисунке, в скупой, но выра­ зительной манере1 изображения, художнику удалось раскрыть благородные черты но­ вого советского человека. Живой образ жизнерадостной, полной сил и энергии мо­ лодой советокой труженицы, передового человека производства встает перед нами в портрете Колесниковой. В каждом же­ сте, в постановке головы, в уверенном взгляде чувствуется, что это^ не только знатный забойщик, но кипучий организа-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2