Сибирские огни, 1947, № 2
чинить среднее царство Сэгэн-Сэбдэка. Поводом к столкновению западного и во сточного правителей служит сватовство их .сыновей к дочери Оэгэн-Сэбдэка—Сэсэн- Ногон Абхай. В единоборстве старший сын Хюрмаса Заса-Мэргэн низвергает на землю трех сыновей Алтай-Улана, которые становятся Шарагольскими ханами — бу дущими врагами Гэсэра. Тогда Алтай- Ѵлан сам нападает «а Хюрмаса. После девятидневного поединка силы Хюрмаса слабеют. Средний сын его Бухэ Беликтэ (будущий Гэсэр) приходит на помощь от цу. Хюрмас разрубает Алтай-Улана на ча сти. Низвергнутые с небес части тела Алтай-Улана становятся источником всех последующих бедствий, испытываемых человечеством. Голова Алтай-Улана, по виснув между небом и землей, превра щается в чудовище, пытающееся погло тить то солнце, то луну. Атлант Алтай- Улана, его опорный шейный позвонок, упав на землю, превращается в огненного Шулмуса (дьявола) — Гал-Нурман-Хана, правая' рука — в сверхъестественного та ежного тигра, левая — в страшного обла • дателя заколдованного чугунного меча, туловище — в чудовище Аборга-Гэсэн ха на, нижние конечности — в чудовище Лойи-Лобсоголдоя и его трех злых се стер. Все эти чудовища находятся на да леком севере, откуда преследуют все жи вущее на земле, поглощая людей, окуты вая их ядовитым туманом. С помощью шаманки-люди собирают слезы обездолен ных и представляют их взорам бабушки Хан-Хюрмаса. Для борьбы с чудовищами ■соглашается сойти на землю средний сын Хюрмаса Гэсэр. Будучи вновь рожденным на "земле девушкой-жаіворенком, еще мла денцем уничтожает 90 черных чертей и '900 черных дьяволов. Достигнув юношеских лет. Гэсэр одер живает победу при сватовстве и получает от отца доспехи, темногнедого коня и 33 •баторов. В последующих главах Гэсэр в страшном поединке одерживает победу над чудовищем Архон-Шудхэром. Несмотря на утрату своих доспехов в девятидневной •борьбе побеждает всепожирающее огнен ное чудовище, при помощи спасительной стрелы своей бабушки уничтожает желез ного младенца — опасное отродье чудо вища. Применив хитрость и ловкость, Гэ- оэр уничтожает сверхъестественного таеж ного тигра, освободив из его утробы про глоченных людей и животных. Гэсэр осу ществляет давнишнюю мечту — извлекает из горных недр счастье жизни и богат ства земли и дарит народу. Но некоторые чудовища еще продолжав ют жить и приносить беды людям. Самым страшным чудовищем был Шырим-Менато. хаііі людоед. Он пожирал целые народы. Своим чугунным мечом он повергал все‘ на своем пути. Гэсэр в многодневной борьбе, вместе со своими баторами и при помощи прута бабушки, одолевает людоеда и из бавляет все человечество от опустоши тельных бедствий. (Впереди у народа еще много зол и не счастий, но Гэсэр заболел. Над ним ви тает смерть. Исцеление Гэсэра возможно только в том случае, если его жена Ту- мон-Жаргалан, пожертвовав собой, уйдет к чудовищу Аборга-Сэсэн Шулмусу. Ради спасения мужа она приносит себя в жерт ву. Вьгздоровез, Гэсэр проникает в хоро мы чудовища и при помощи своей верной жены уничтожает АборганСэсэн Шулмуса. Злое чудовище чародей Лойр-Лобеогол- дой превращает Гэсэра при помощи кол довских чар в осла, волочащего железную телегу, но при помощи второй верной же ны Гэсэр освобождается от колдовских чар и одерживает победу над Лойр-Лоб- соголдоем. Предстояло еще победить последнее зло — трех шарагольских ханов, бывших сы нов Алтай-Улана, низвергнутых с неба старшим сыном Хюрмаса Засаі-Мэргэном. Но в борьбе за красавицу жену« Гэсэра Урма-Гохон, шарапольские ханы прошлись по земле Гэсэра огнем и мечом, умертви ли всех его баторов, превратив их в кам ни. Гэсэр воскресил своих баторов, при менил свою силу, храбрость, ум, истребил последние из противостоящих зол и ут вердил на земле порядок и справедли вость, даровав народам покой и счастье. Победив _все чудовища и избавив мир от несчастий, Гэсэр, однако, не вернулся на небо, а остался на земле среди людей. Он вместе с баторами был превращен своим отцом в немые человекоподобные скалы, которые и поныне украшают саянский гор ный хребет, наблюдая за тем, что делает ся на земле, напоминая людям о их вели ком заступнике. Такова краткая канва героической по эмы бурят-монгольского народа. С выхо дом в свет этого народного творения, со ветские люди достойно оценят и поэти ческое богатство поэмы, и своеобразие и совершенство национальной поэтической формы, и труд писателя Болдано, сумев шего дать сводный текст устных народ ных сказаний. А. КЕРДОДА. Старейшая библиотека Сибири Библиотека Тобольского Государствен ного музее по праву считается одной из старейших и ценнейших библиотек в Си бири. Книжные шкафы хранят в себе бесцен ные богатства. Здесь можно увидеть ог- ромиые древние фолианты с массивными кожаными переплетами, пожелтевшие от времени листы старинных рукописей, на писанных титлами, уникальные .первые русские издания книг по астрономии, ма тематике и физике. 123
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2