Сибирские огни, 1947, № 2

ПО СИБИРИ Г э Закончен многолетний труд по состав­ лению сводного текста бурят-монгольского эпоса. Книга, состоящая из 25 тысяч сти­ хотворных строк, подготовлена, обсужде­ на на многочисленных собраниях общест­ венности и сдана в печать. В ближайшее время этот капитальный труд на бурят- монгольском языке выйдет в свет, на рус­ ском языке книга будет издана в буду­ щем году — к 25-летнему существованию Бурят-Монгольской автономной респуб­ лики. «Гэсэр» — крупнейшая героическая эпо­ пея бурят-монгольского народа. Из рода в род, из поколения в поколений многие столетия передавалось сказание о могу­ чем богатыре Гэсэре и его 33 сподвижни­ ках. Одаренные гэсэршины (сказители на­ родного эпоса) искусно и увлекательно исполняли величайшее творение своего народа, очаровывая слушателей музыкаль­ ностью слога. Будучи сложенными в глу­ бокой древности, песни о Гэсэре в после­ дующие столетия видоизменялись и раз­ вивались, приобретая все более своеобраз ный забайкальский колорит, оказывая ог­ ромное влияние на творчество бурят-мон­ гольского народа. Стройность и музыкаль­ ность стихов в Гэсэре поразительны. Бо­ гатство форм изложения изумительно. Сколько гэсэршинов — столько вариантов построения отдельных ветвей (глав). Один вариант популярен в Унгинской местности, другой — в Кудинской. Перед писателем стояла сложная зада­ ча: внимательно прослушать сложенную многими поколениями поэму из уст ста­ рейших гэсэршинов Болданова, Житухае- ®а, Малонова, Степанова, Петрова и мно­ гих других, на время почувствовать себя на месте самого героя, вместе с ним со­ вершить многочисленные фантастические походы, побыть самому участником борьбы, которую вел Гэсэр за торжество справедливости, найти единую художест­ венную канву я ветвь за ветвью соткать последовательную, стройную народную поэму, сохранив при этом самобытную, дев­ ственную красоту ее первых создателей и одновременно очистив это великое тво­ рение от той вредной шелухи, ненужных наслоений, которые сознательно вплета­ лись в поэму в позднейшее время врага­ ми бурят-монгольского народа. С этой за­ дачей успешно справился писатель Бурят- Монголяи Намжил Гармаевич Болдано. С Э Р Из многочисленных вариантов бессмерт­ ной гэсэровской эпопеи им удачно сотка­ на внутренне цельная и стройная поэма, органически расчлененная на 9 традици­ онных ветвей (глав). Многие столетия «Гэсэр» существовал в устной передаче и только сейчас впервые в полном объ­ еме эпос бурят-монгольского народа ста­ новится достоянием мировой литературы и науки. Издание этого большого труда — огромное культурное событие не только в культурной жизни бурят-монгольского народа, но и' всего многонационального советского народа. * * А Гэсэр — детище небожителей, вопло­ тившееся в идеальном человеке. Это бла­ городный заступник не только своего на­ рода, но и всего человечества. В отличие от других героев эпоса, Гэсэр не ограни­ чивает свою деятельность узко националь­ ными интересами, но сражается во имя всего страждущего человечества. Вместе с 33 баторами он выходит победителем из долгой и тяжелой борьбы, отказывается вернуться в лоно своих небесных предков и навсегда остается среди земнЫх людей для их защиты и утешения. В Гэсэре воплощается сила и доблесті» древних богатырей, их борьба против ино­ земных поработителей за независимость своего народа. В прошлом бурят-монголь­ ский народ отсюда черпал духовные си­ лы. Сейчас, живя в нерушимой братской дружбе народов, бурят-монголы в обра­ зах древних богатырей находят прису­ щие свободолюбивым народам бесстрашие, находчивость, непримиримость к порокам, упорство в достижении цели, верность и любовь к Родине. Голубое небо находится у трех его об­ ладателей. Западная часть — у верховно­ го небожителя Хаи-Хюрмас Тенгрия, во­ сточная — у верховного небожителя Ал- тай-Улан Тенгрия. Они олицетворяют два взаимно-противоположных начала, доброе (хан Хюрмас) и злое (Алтай-Улан). Сред­ нее между ними царство принадлежит Сэ- гэн Сэбдэк Тенгрию. Восточные Тенгрии прочат гибель Тенгриям западным. Это случится, если умрет НараиТохон Абхай— дочь одного из западных небожителей. Но гибель ее, а вместе с ней и рода пред­ отвращены. Однако ссоры между Восто­ ком и Западом не прекращаются, они усиливаются в связи со стремлением под- 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2