Сибирские огни, 1947, № 2
ПО СИБИРИ Г э Закончен многолетний труд по состав лению сводного текста бурят-монгольского эпоса. Книга, состоящая из 25 тысяч сти хотворных строк, подготовлена, обсужде на на многочисленных собраниях общест венности и сдана в печать. В ближайшее время этот капитальный труд на бурят- монгольском языке выйдет в свет, на рус ском языке книга будет издана в буду щем году — к 25-летнему существованию Бурят-Монгольской автономной респуб лики. «Гэсэр» — крупнейшая героическая эпо пея бурят-монгольского народа. Из рода в род, из поколения в поколений многие столетия передавалось сказание о могу чем богатыре Гэсэре и его 33 сподвижни ках. Одаренные гэсэршины (сказители на родного эпоса) искусно и увлекательно исполняли величайшее творение своего народа, очаровывая слушателей музыкаль ностью слога. Будучи сложенными в глу бокой древности, песни о Гэсэре в после дующие столетия видоизменялись и раз вивались, приобретая все более своеобраз ный забайкальский колорит, оказывая ог ромное влияние на творчество бурят-мон гольского народа. Стройность и музыкаль ность стихов в Гэсэре поразительны. Бо гатство форм изложения изумительно. Сколько гэсэршинов — столько вариантов построения отдельных ветвей (глав). Один вариант популярен в Унгинской местности, другой — в Кудинской. Перед писателем стояла сложная зада ча: внимательно прослушать сложенную многими поколениями поэму из уст ста рейших гэсэршинов Болданова, Житухае- ®а, Малонова, Степанова, Петрова и мно гих других, на время почувствовать себя на месте самого героя, вместе с ним со вершить многочисленные фантастические походы, побыть самому участником борьбы, которую вел Гэсэр за торжество справедливости, найти единую художест венную канву я ветвь за ветвью соткать последовательную, стройную народную поэму, сохранив при этом самобытную, дев ственную красоту ее первых создателей и одновременно очистив это великое тво рение от той вредной шелухи, ненужных наслоений, которые сознательно вплета лись в поэму в позднейшее время врага ми бурят-монгольского народа. С этой за дачей успешно справился писатель Бурят- Монголяи Намжил Гармаевич Болдано. С Э Р Из многочисленных вариантов бессмерт ной гэсэровской эпопеи им удачно сотка на внутренне цельная и стройная поэма, органически расчлененная на 9 традици онных ветвей (глав). Многие столетия «Гэсэр» существовал в устной передаче и только сейчас впервые в полном объ еме эпос бурят-монгольского народа ста новится достоянием мировой литературы и науки. Издание этого большого труда — огромное культурное событие не только в культурной жизни бурят-монгольского народа, но и' всего многонационального советского народа. * * А Гэсэр — детище небожителей, вопло тившееся в идеальном человеке. Это бла городный заступник не только своего на рода, но и всего человечества. В отличие от других героев эпоса, Гэсэр не ограни чивает свою деятельность узко националь ными интересами, но сражается во имя всего страждущего человечества. Вместе с 33 баторами он выходит победителем из долгой и тяжелой борьбы, отказывается вернуться в лоно своих небесных предков и навсегда остается среди земнЫх людей для их защиты и утешения. В Гэсэре воплощается сила и доблесті» древних богатырей, их борьба против ино земных поработителей за независимость своего народа. В прошлом бурят-монголь ский народ отсюда черпал духовные си лы. Сейчас, живя в нерушимой братской дружбе народов, бурят-монголы в обра зах древних богатырей находят прису щие свободолюбивым народам бесстрашие, находчивость, непримиримость к порокам, упорство в достижении цели, верность и любовь к Родине. Голубое небо находится у трех его об ладателей. Западная часть — у верховно го небожителя Хаи-Хюрмас Тенгрия, во сточная — у верховного небожителя Ал- тай-Улан Тенгрия. Они олицетворяют два взаимно-противоположных начала, доброе (хан Хюрмас) и злое (Алтай-Улан). Сред нее между ними царство принадлежит Сэ- гэн Сэбдэк Тенгрию. Восточные Тенгрии прочат гибель Тенгриям западным. Это случится, если умрет НараиТохон Абхай— дочь одного из западных небожителей. Но гибель ее, а вместе с ней и рода пред отвращены. Однако ссоры между Восто ком и Западом не прекращаются, они усиливаются в связи со стремлением под- 122
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2