Сибирские огни, 1947, № 2
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ На ложном пути Леонид Мартынов известен, как автор исторических поэм, своеобразных повестей в стихак. Многие произведения Л. Мар тынова объединен^ тематической общ ностью: героями их, обычно, являются мужественные, одаренные русский лю ди, первые насельники сибирской земли, вольные землепроходцы, сподвижники и потачки Ермака. Таковы поэмы «Сказка о Василии Тюменце», «Тобольский летопи сец», «Рассказ о русском инженере», сти хотворение «Ермак». Герои этих произве дений — люди большой воли, целе устремленности, цельных чувств. Эти сти хи и поэмы Л. Мартынова пронизаны гордостью за русского человека, они от личаются искренностью и простотой. Цикл исторических произведений Л. Мар тынова имеет большую познавательную ценность, ибо поэтическое воображение автора всегда опирается на глубокое зна ние сибирской старины. Самобытная лирика Леонида Мартынова черпает яркие образы из богатейшего си бирского фольклора. Так, например, поэт передает народное предание о несметных пушных богатствах далекой северной окраины, сказочного Лукоморья: Вы пройдите лес дремуч, поглядите с горных круч: Ветер северный могуч, гонит тучи снеговые. У них выи маковые, соболя летят седые, Белки валятся живые из косматых этих туч! Самобытен Л. Мартынов и в произведе ниях о боевой героике гражданской вой ны, лучшими из которых является поэма- «Адмиральский час» — о разгроме Кол чака. Как же оказались события последних иет на творчестве Л. Мартынова? Закали лась ля, окрепла ли его поэзия в суро вой действительности Отечественной вой ны? В эти годы, когда в смертельной схват ке с врагом происходило невиданное ис пытание характера советского человека, раскрывались его мужество, преданность родине, непоколебимая уверенность в по беде, Л. Мартынов выступил с сомнитель ной философией в своей сказке «Зима в Багдаде»: Раздор да .войны — род недуга! Не 'Все ж, привставши в стременах, Рубить, колоть, да сечь друг друга! В печати неоднократно1 указывалось, что в годы войны Л. Мартынов ушел от актуальных тем советской действитель ности, создал ,в поэзии свой узкий роман- тически-сказочный мирок. Его стихи в последних сборниках лишены идейно-об щественного содержания, проникнуты ду хом пессимизма. Апофеозом упадочниче ской поэзии Л. Мартынова явился послед ний сборник стихов, выпущенный Омским областным издательством под интригую щим заголовком «Эрцинский лес». Сбор нику предпослан эпиграф да Николая Спафария о преслав-ном и превеликом Эрцинском лесе, который, по старинному преданию, простирается от сибирской реки Оби д о немецкой и французской земли. Мифический Эрцинский лес — это символ мартыновской поэзии, «чьи корни до сер дец, вершины до небес». Но, отождест вляя свою поэзию с лесом, который в-оз- I несся к небесам и глубоко ушел корнями в народ, автор грустит: В снегах Эрцинский лес, В снегах Эрцинский лес... В этом сборнике Л. Мартынов отошел и от исторической темы и не проявил живого интереса к современности. Поэто му, несмотря на высокий уровень профес сионального мастерства, литературную зрелость поэта, многие стихи в сборнике выглядят как безидейные, легковесные упражнения автора. Львиную долю в сборнике составляет сентиментальная «фи лософская» лирика. В свое время Сологуб выступил против реализма с декларацией: «Беру кусок жизни, грубой и бедной, и творю из него сладостную легенду, ибо я — поэт». В своем сборнике «Эрцинский лес» Л. Мар тынов воскрешает эту развенчанную тео рию безидейности искусства: Вот лист. Он был чист. Тут все было пусто. Он станет холмист, Скалист и ветвист От грубого чувства. 115
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2