Сибирские огни, 1947, № 2

Л. ШМАКОВ \ Песни слепого улигерши В далеком улусе Шунта, затерявшемся в долине небольшой речки Иды, живет улигерши Аполлон' Тороѳв. Если сесть у раскрытого окна его дома, услышишь, как на задак плещет водой замшелое колесо старой мельницы, за речкой, в лугах, кричит коростель, румяной зорькой в та- ежке токует краснобровый косач, а еще дальше на степные раздолья выходит трактор и однообразное тарахтенье мотора доносится, как самый бодрый голос вес. ны и утра. Каждый день Тороев вслушивается в эти звуки, близкие и родные его сердцу. Многоликие голоса и звуки раскрывают Аполлону Андреевичу живой мир. Они восполняют слепому певцу зрительные впечатления об окружающей действитель­ ности. И когда івсшушшваешься в неторопливо мелодичные 'импровизации певца, кажется, различаешь и видишь то, что часто не замечает зрячий. , Тихо звучит хур — самодельная одно­ струнная скрипка, певуче-гортанным голо­ сом вторит ему слепой улигерши. И звуки хура, и,голос певца создают глуховатую, простую и спокойную мелодию. Закроешь глаза и чудится, что шумит вокруг лес, поскрипывает где-то сухое дерево, журчит ручей, кричит зверь или гудит вдали мо­ тор. Вокруг сидят молчаливые люди и ів такт певцу слегка покачиваются. Задумчивые глаза их куда-то устремлены. Голос ули- гарши уводит их в мир сказочных и ге­ роических подвигов батырей. Старикам хочется вернуть молодость и испробовать вновь свои силы, молодым — быстрее стать взрослыми, чтобы быть та­ кими же смелыми, отважными и реши­ тельными, как древние, батыри. Песня улигерши рассказывает: Полноводная речка течет ів своих • берегах, Воспитанные улусом сыны, победили врага. С орденами на груди они возвратились домой, И старики со старухами, восхваляя' приветствуют их. Смелость маленькой речки — разлилась большим морем, Рожденные простой матерью сыновья, в улус пришли <батырями. Послушаем, отцы и матери, о фронтовых подвигах, Расскажем им о трудовых делах. Тут же сидят они, те, о которых поет старый певец бурятского народа Апполон Тороев. И будто не про них сложена эта чудесная песня. Переглядывается подпол­ ковник Молдаіванов со своей женой — капитаном. Они вернулись в родной улус из-под Варшавы. Ребятишки не спускают с ник завороженных глаз — сосчитали: у Иннокентия Алексеевича четыре ордена и три медали, у Елены Васильевны орден и две медали. И потихоньку рассуждают, сколько раненых бойцов вылечили они, сколько спасли человеческих жизней. Тут же сидит лейтенант Иванов. У не­ го три боевые награды. Он побывал в Берлине, а теперь снова в родном колхо­ зе. Рядом другие фронтовики, ів'ернуіваше- ся в улус много раньше. Они присутству­ ют на колхозном вечере встречи со сле­ пым улигерши. Отзвучало первое поздравление родным фронтовикам и Аполлон Андреевич рас­ сказывает, как слагал песни, былины и поэмы в грозные годы войны .Из улуса в улус ходил он с хуром в руках и, как воин, поднимал своей песней колхозников на трудовые подвиги. Они сидели сейчас в небольшом зале и, слушая его, согласно кивали головами, славно выражали этим: — Говори, говори, Аполлон Андреевич. Твои слова — наши слова, твои мысли— наши мысли... И слепой улигерши говорил: разрази­ лась война над родной землей, услышал народ призыв вождя-, взял оружие в руки и ушел защищать отчизну от врага. Ору­ жием Тороева была песня, былина, сказка. Аполлон Тороев знал старинные улиге- ры и говорил о древних сказочных героях своего народа, храбро сражавшихся с врагом. Острая память его хранила более ста тысяч строк из 'эпической поэзии бу­ рят-монголов. Улигерши мог рассказывать волшебные, бытовые, юмористические ска­ зы, дао нужна была новая сказка, и Апол­ лон Андреевич создал сказку «Кровавый чорт» о чудовище-Гитлере, героические улигѳры о «Защитниках Москвы», «Осво­ бождении Сталинграда». В улигерах вос­ певалась доблесть и храбрость сибиряков. 112

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2