Сибирские огни, 1947, № 2
На вершину альпинисты несут бюст Сталина. Его водружают они на Снежном пике, над которым веет принесенный ими советский флаг. Образ Сталина незримо присутствует при восхождении на Снеж ный пик. Автор нигде не подчеркивает этой мысли, но она приходит к читателю,, когда участники экспедиции настойчиво идут вперед, преодолевают все возникаю щие на пути трудности и поднимаются, наконец, на вершину. Десять лет тому назад Коптело» сам поднимался на Белуху вместе с первой альпиниадой. Он описал экспедицию в книге очерков <$В горах Алтая». В «Снежном пике» вновь раскрываются перед читателем живописные алтайские долины, мягкие зеленые луга с зарослями разнообразных цветов. Путники пробира ются над обрывами по вьючной тропе, идут в трещинах .ледников, поднимаются над пропастью на веревках. И чувствуется, что все это не выдуманные автором эф фектные ситуации, а то, что было или могло быть в действительности. Не может человек сказать: «свежий снег, как рас колотый арбуз, обдал его приятным запа хом», если сам не ощутил этого запаха. Невозможно описать тонких, как паутин ка, льдинок в трещинах ледника, не видя их в действительности. Еще в детстве, когда Коптелову при ходилось пасти кержацкий скот в ущель ях Алтайских гор, полюбил он места, ко торые не могут не вызвать восхищения у каждого человека, способного чувствовать и понимать красоту природы. В первых очерках Коптелов уже утвердил себя, как хороший пейзажист. Гораздо сложнее и труднее было Коп телову изображать духовный мир своих ' героев. В первых своих произведениях он чаще выводил не реальных живых людей, а положительных и отрицательных персо нажей, носителей какой-либо определенной черты. В «Великом кочевье» ему впервые удалось создать цельные характеры расту щих на протяжении романа людей. Люди, действующие в повести «Снеж ный пик», интеллектуально и эмоционально богаче героев «Великого кочевья». Поэто му создание полнокровного образа алтай ского студента Ыната, культурного юно ши, является серьезной творческой побе дой автора. Во время экспедиции раскрывается по этическая душа Ыната, способного на глубокую любовь и самоотверженность. С восторженным обожанием, необычайно бе режно, сохраняя вместе с тем чувство собственного достоинства, относится Ынат к Клаве. Ёго мужественный благородный характер складывается под влиянием рус ских большевиков, поэтических сказаний ойротов и изумительной природы Алтая. Образ молодого алтайца, приобщившего ся к культуре, занимал Коптелова в са мых ранних его произведениях, поэтому так удался ему образ Ыната. Это пред ставитель интеллигенции, подымающейся в национальных республиках и областях. Его мировоззрение окладывалось в советских условиях, объем приобретенных им знаний не меньше, чем у его русских сверстников. Просто, целомудренно и поэтично гово рит Коптелов о любви Клавы и Ыната. Читатель видит зарождение чувства и развитие его. Романтическая дымка, кото рой оно овеяно, гармонирует и с окружа ющей природой, и с молодостью, и чи стотой дѵши участников альпиниады. Клава Полетаева, так же как Ынат и большинство положительных героев по вести, изображена просто и естественно. Она с увлечением продолжает дело про фессора Саблина, своего учителя, с кото рым у нее установились почти родствен ные отношения. Очень хорошо, что Саблин дает ей поручение найти спрятанные под камнем приборы и термометры. Этим уста навливается живая связь между неудач ными попытками одинокого ученого до стичь вершины и победой участников аль- пинйаДы. Избежал Коптелов тривиальности и в= изображении мастера спорта Брянцева. Он представлен в повести не только как во левой умный организатор и чуткий това рищ. Грусть о жене, погибшей при вос хождении на одну из вершин, _согревает его образ, подчеркивает, что Брянцев та кой же обыкновенный человек, как та молодежь, которой он руководит: только больше у него знаний и опыта, больше довелось ему перенести испытаний. Слабее получились в повести отрица тельные персонажи: супруги Дождиковы, несимпатичный топограф Пентегов, алчный проводник Дождиковых алтаец Сапыр. Эти оібразы! — дань прошлому Коптелова, ког да он изображал своих героев сплошной черной или белой краской. Несмотря на отдельные недостатки, от повести «Снежный пик» веет молодостью, горным воздухом, свежим запахом снега' и хвои, ароматом душистых лугов. «Снежный пик» пока лучшее из произ ведений Коптелова. Здесь он почти пре одолел свойственную другим произведе ниям сюжетну^о расплывчатость, етал пи сать значительно экономнее и выразитель нее. Коптелов принадлежит к числу тех представителей нашей интеллигенции, ко торые могли вырасти только при советской власти. Он понимает многие свои недо статки, отмечая их в .своих высказыва ниях' и старается их преодолеть. Иногда он слишком разбрасывается, стремится писать о том, что недостаточно изучено и прочувствовано. Этим объяс няются некоторые срывы в его творческом пути. Но непреодолимая тяга к знаниям, ис- клгочительиая работоспособность, критиче ское отношение к своей работе говорят о том, что Коптелова можно причислить к числу писателей, сознающих свою ответ ственность перед народом, требования и вкусы которого очень выросли. Требовательность к себе — основное ус ловие для совершенствования писателя. Коптелов сейчас достиг того уровня, ког да при высокой- требовательности к себе он сможет создавать воспитывающие нашу молодежь, подлинно художественные про изведения. 1 , 0 пройденном“. „Сибирские огни“ № 1,1932 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2