Сибирские огни, 1947, № 2

На вершину альпинисты несут бюст Сталина. Его водружают они на Снежном пике, над которым веет принесенный ими советский флаг. Образ Сталина незримо присутствует при восхождении на Снеж­ ный пик. Автор нигде не подчеркивает этой мысли, но она приходит к читателю,, когда участники экспедиции настойчиво идут вперед, преодолевают все возникаю­ щие на пути трудности и поднимаются, наконец, на вершину. Десять лет тому назад Коптело» сам поднимался на Белуху вместе с первой альпиниадой. Он описал экспедицию в книге очерков <$В горах Алтая». В «Снежном пике» вновь раскрываются перед читателем живописные алтайские долины, мягкие зеленые луга с зарослями разнообразных цветов. Путники пробира­ ются над обрывами по вьючной тропе, идут в трещинах .ледников, поднимаются над пропастью на веревках. И чувствуется, что все это не выдуманные автором эф­ фектные ситуации, а то, что было или могло быть в действительности. Не может человек сказать: «свежий снег, как рас­ колотый арбуз, обдал его приятным запа­ хом», если сам не ощутил этого запаха. Невозможно описать тонких, как паутин­ ка, льдинок в трещинах ледника, не видя их в действительности. Еще в детстве, когда Коптелову при­ ходилось пасти кержацкий скот в ущель­ ях Алтайских гор, полюбил он места, ко­ торые не могут не вызвать восхищения у каждого человека, способного чувствовать и понимать красоту природы. В первых очерках Коптелов уже утвердил себя, как хороший пейзажист. Гораздо сложнее и труднее было Коп­ телову изображать духовный мир своих ' героев. В первых своих произведениях он чаще выводил не реальных живых людей, а положительных и отрицательных персо­ нажей, носителей какой-либо определенной черты. В «Великом кочевье» ему впервые удалось создать цельные характеры расту­ щих на протяжении романа людей. Люди, действующие в повести «Снеж­ ный пик», интеллектуально и эмоционально богаче героев «Великого кочевья». Поэто­ му создание полнокровного образа алтай­ ского студента Ыната, культурного юно­ ши, является серьезной творческой побе­ дой автора. Во время экспедиции раскрывается по­ этическая душа Ыната, способного на глубокую любовь и самоотверженность. С восторженным обожанием, необычайно бе­ режно, сохраняя вместе с тем чувство собственного достоинства, относится Ынат к Клаве. Ёго мужественный благородный характер складывается под влиянием рус­ ских большевиков, поэтических сказаний ойротов и изумительной природы Алтая. Образ молодого алтайца, приобщившего­ ся к культуре, занимал Коптелова в са­ мых ранних его произведениях, поэтому так удался ему образ Ыната. Это пред­ ставитель интеллигенции, подымающейся в национальных республиках и областях. Его мировоззрение окладывалось в советских условиях, объем приобретенных им знаний не меньше, чем у его русских сверстников. Просто, целомудренно и поэтично гово­ рит Коптелов о любви Клавы и Ыната. Читатель видит зарождение чувства и развитие его. Романтическая дымка, кото­ рой оно овеяно, гармонирует и с окружа­ ющей природой, и с молодостью, и чи­ стотой дѵши участников альпиниады. Клава Полетаева, так же как Ынат и большинство положительных героев по­ вести, изображена просто и естественно. Она с увлечением продолжает дело про­ фессора Саблина, своего учителя, с кото­ рым у нее установились почти родствен­ ные отношения. Очень хорошо, что Саблин дает ей поручение найти спрятанные под камнем приборы и термометры. Этим уста­ навливается живая связь между неудач­ ными попытками одинокого ученого до­ стичь вершины и победой участников аль- пинйаДы. Избежал Коптелов тривиальности и в= изображении мастера спорта Брянцева. Он представлен в повести не только как во­ левой умный организатор и чуткий това­ рищ. Грусть о жене, погибшей при вос­ хождении на одну из вершин, _согревает его образ, подчеркивает, что Брянцев та­ кой же обыкновенный человек, как та молодежь, которой он руководит: только больше у него знаний и опыта, больше довелось ему перенести испытаний. Слабее получились в повести отрица­ тельные персонажи: супруги Дождиковы, несимпатичный топограф Пентегов, алчный проводник Дождиковых алтаец Сапыр. Эти оібразы! — дань прошлому Коптелова, ког­ да он изображал своих героев сплошной черной или белой краской. Несмотря на отдельные недостатки, от повести «Снежный пик» веет молодостью, горным воздухом, свежим запахом снега' и хвои, ароматом душистых лугов. «Снежный пик» пока лучшее из произ­ ведений Коптелова. Здесь он почти пре­ одолел свойственную другим произведе­ ниям сюжетну^о расплывчатость, етал пи­ сать значительно экономнее и выразитель­ нее. Коптелов принадлежит к числу тех представителей нашей интеллигенции, ко­ торые могли вырасти только при советской власти. Он понимает многие свои недо­ статки, отмечая их в .своих высказыва­ ниях' и старается их преодолеть. Иногда он слишком разбрасывается, стремится писать о том, что недостаточно изучено и прочувствовано. Этим объяс­ няются некоторые срывы в его творческом пути. Но непреодолимая тяга к знаниям, ис- клгочительиая работоспособность, критиче­ ское отношение к своей работе говорят о том, что Коптелова можно причислить к числу писателей, сознающих свою ответ­ ственность перед народом, требования и вкусы которого очень выросли. Требовательность к себе — основное ус­ ловие для совершенствования писателя. Коптелов сейчас достиг того уровня, ког­ да при высокой- требовательности к себе он сможет создавать воспитывающие нашу молодежь, подлинно художественные про­ изведения. 1 , 0 пройденном“. „Сибирские огни“ № 1,1932 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2