Сибирские огни, 1947, № 2

В аиле происходят события, немыслимые несколько лет тому назад: обрубает себе кссу молодой батрак Аргачи, потому что он хочет стать комсомольцем, следует его примеру солидный человек Борлай, потому что он вступил в члены партии; сжигает «грозных караульщиков домашнего благо­ получия» — деревянных божков брат Бор- лая Байрым. В юртах появляются книги, бумага, Ярмамка моется каждое утро в ручье, вызывая трепет у старух, еще про­ должающих верить, что можно «смыть с себя счастье». Читатель, закрывая последнюю страницу романа «Великое кочевье», расстается с людьми, выросшими на его глазах. Та самая Яманай, которая, подчинившись воле родителей, вышла замуж за нелюби­ мого человека, становится первой комму­ нисткой в долине. Она учится в совпарт­ школе, организует в колхозе ясли и, пос­ ле возвращения из тюрьмы своего бывшего мужа Анытпаса, гордо отвечает ему, что она больше не считает, себя его женой. Ярманка, несколько лет покорно заме­ щавший умершего брата на его брачном ложе, самостоятельно строит свою семей­ ную жизнь, становится комсомольцем, учится в педтехникуме, едет с экскурсией в Москву. 4 Борлай Токушев, руководивший когда-то перекочевкой, становится заместителем председателя облисполкома, едет делега­ том на краевой съезд Советов. Коптелову удалось показать, как посте­ пенно вырастают его герои И становятся ч новыми людьми. Писатель приводит не­ опровержимые доказательства преимущест­ ва колхозного строя и дает представление о великих преобразованиях в жизни от­ сталого ойротского народа, свершившихся с приходом советской власти. В романе «Великое кочевье», удостоен­ ном в Новосибирске второй премии имени Горького, Коптелов открыл советскому читателю новый Алтай. Самое ценное в этом романе — прав­ дивое изображение героев, хорошо знако­ мых автору. Картины труда в колхозе. Верное изображение руководящей роли партии в перестройке деревни. Правдивое описание помощи русских алтайцам при переходе к передовым формам ведения хо­ зяйства. «Великое кочевье» — это роман о дружбе народов. В нем все подчинено великой идее — социалистического преоб­ разования жизни. Даже пейзаж несет в этом романе социальную нагрузку. Когда Писатель говорит: «Сияли розовые — в утреннем свете — снега на перевалах, го­ рели острые ледяные шпили, в провалах гор голубели водопады. Легкий запах снега перемежался с ароматам молодой хвои, пробуждающихся трав», — чувст­ вуется, что он не только любуется приро­ дой, но хочет подчеркнуть обновление жизни,' произошедшее при советской вла­ сти. Но в романе «Великое кочевье» обна­ женъ? и некоторые слабЬіе стороны в творчестве Коптелова, которые еще до сих пор мешают ему заговорить полным голо­ сом. В романе есть бытовые сцеиы, не имею­ щие прямого отношения к сюжету, много ненужных подробностей. Не овладел еще автор искусством построения сюжета, иногда очень затягивает описания, не со­ размеряет отдельных частей романа, вво­ дит в повествование невыразительных и совсем необязательных героев. Поверхностно изображен в романе рус­ ский большевик Филиал Иванович Сур- таев. Образ хорошей русской женщины Макриды Ивановны! получился бы значи­ тельно интереснее, если бы Коптелов опи­ сал ее в реалистических тонах, а он дает ее несколько гротесково. В романе «Великое кочевье» видно, что не умеет Коптелов экономить слова, очи­ щать фразы от словесной шелухи, зло­ употребляет иногда сильными выражения­ ми, как, например: «вдруг возникло ледя- нящее раздумье», «по телу девушки вол­ нами прокатился мороз» и т. п. Все эти недостатки устранимы. И, очевидно, при повторном издании автор освободит от них роман. «Великое кочевье» — ценный вклад а советскую литературу. В этом произведе­ нии правдиво изображены такие отдален­ ные уголки Алтая, которые долго остава­ лись неведомыми русскому читателю. III Известно, что советская литература бо­ гата произведениями о жизни националь­ ных республик и далеких окраин: Сиби­ ри, Дальнего Востока, Крайнего Севера. В этом заключается одна из отличитель­ ных особенностей советской литературы, которую бѵдѵт отмечать ее историки. Появление новой повести Коптелова «Снежный пик» подтверждает, что Копте­ лов делает полезное дело, раскрывая со­ ветскому читателю новый Алтай. В «Снежном пике» есть некоторые ■ сры­ вы, недоделанности, стилистические шеро­ ховатости. Но достоинства этой неболь­ шой, яркой, свежей повести гораздо зна­ чительнее, чем ее недостатки. «Снежный пик» неопровержимо говорит о движении писателя вперед. На недоступную вершину Алтайских гор поднимается высокогорная экспедиция под руководством заслуженного мастера спор­ та Брянцева. Вместе с этой же экспеди­ цией идет алтайский юноша студент Ынат, которого не устрашило поверье о горных духах, якобы убивающих смельчаков, рискнувших запятнать Снежный пик следами своих ног. В повести «Снежный пик» развивается на более высоком уровне тема о духовном возмужании алтайцев, которая волновала Коптелова еще в «Великом кочевье». «Снежный пик» — это поэма о муже­ стве, молодости, о дружбе между брат­ скими национальностями Советского Сою­ за, о победе большевистской воли и дерз­ кой смелости людей, уверенных в своих силах, И хотя написана она на довоенном материале, но автор дописывал ее после войны и правдиво изобразил ней харак­ теры людей, выигравших войну с фа­ шизме».!. ПО

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2