Сибирские огни, 1947, № 2

Желание писать, высказать свои мысли, поделиться своими впечатлениями, помогло Коптелову освоить необходимые элементы -литературной грамоты. Он прошел первую школу журналиста, как селькор областных газет. В течение 1920—22 гг. регулярно печатаются в них заметки Коптелова по пчеловодству и клеверосеянию. Он жадно тянется к знанию. Из глуши Алтайских гор его влечет в город. Он становится инструктором земельного отде­ ла. Упорно работая над собой, поглощая бесчисленное количество книг, он вместе с тем не отрывается от родной почвы, часто выезжает в район, следит за возникнове­ нием колхозов на местах бывшего кочевья, принимает участие в хлебозаготовках, ви­ дит яростное сопротивление кулаков, п > стигает сущность классовой борьбы. Этот период изучения Коптеловым живой коллективизирующейся алтайской деревни отражен в книге его очерков «Форпосты социализма»'. Книга «Форпосты социализма» насыщена интересными фактами из жизни совре­ менной алтайской деревни, которые пере­ плетаются с картинами прошлого. В ней рисуется классовая борьба, особенно обо­ стрившаяся при организации колхозов, при­ водятся некоторые любопытные бытовые детали. В каменном доме, принадлежавшем раньше зайсану Тобокову, была напечата­ на алтайская пьеса «Порог начальства не­ досягаем» и эту пьесу с воодушевлением играла алтайская молодежь, восторженно встречаемая зрителями. Одному передовому ойроту пришлось развестись с женой, по­ тому что она ни за что не хотела жить по-новому в русской избе, выбрасывала из нее столы и табуретки, заставляла мужа есть и спать на полу, приходила в ужас от того, что он чистит зубы и моет лицо мылом. Автор собрал в этой книге также разные поверья, бытующие среди алтайцев, кото­ рые до революции были почти поголовно неграмотными. Баи, которые всячески старались затем­ нить сознание бедняков, выдумали леген­ ду, обосновывающую отсутствие письмен­ ности у ойротов. Вот что говорится в этой легенде: «Не было у алтай-кижи своей письменности. Давно-давно кочевали алтай- кижи в широкую долину. Книги их лежа­ ли в кожаных сумах. Сердитые реки пе­ ресекали им путь. На седла залилась вода, когда бродили последнюю реку. Намокли книги, слиплись листы. Повесили книги на дерево, чтобы солнце выпило воду, но пришла белая корова и съела книги». Это — легенда. В действительности ал­ тайский народ никогда не имел письмен­ ности. Лишь при советской власти поя­ вилась письменность, выросла новая ал­ тайская интеллигенция, появились молодые алтайские поэты и писатели. В книге «Форпосты социализма» и в некоторых произведениях, написанных Коп- теловыім в первые годы литературной дея­ тельности («Антихристово время» — 1925 г„ «Морок» — 1927 г., «Первый рейс» — 1929 г., «Новые поля»), писатель 1.1931 г. Из-во „Федерации*. как бы подготавливал материал, накапли­ вая силы, осваивая волнующую его тему. Во всеоружии он выступил, создав роман «Великое кочевье» — о строительстве новой жизни в горах Алтая. II Роман «Великое кочевье» написан не случайным туристом, посетившим Алтай, а человеком, хорошо знающим быт очень способного, выросшего ів чрезвычайно тя­ желых экономических условиях, народа. Основное достоинство романа «Великое кочевье» заключается в правдивости изо­ бражаемого. На глазах читателя изменяет­ ся жизнь алтайского аила. Следуя обычаям отцов, алтайцы, под руководством середняка Борлая Токушева, перекочевывают на летние пастбища. Мно­ го испытаний приходите? пережить героям романа. Руководитель рода, бывший зайсан, «большой человек» Сапог Тыдыков, пони­ мая, что ему советская власть несет ги­ бель, применяет очень искусные способы, чтобы сохранить в своем подчинении 'ал­ тайцев. Он организует товарищества, вы­ страивает за свой счет баню, задаривает местное руководство, женит своего батра­ ка на первой красавице аила Яманай, устраивая пышную свадьбу. Он делает вид. что готов все свои богатства отдать кол­ хозу, втайне надеясь возвратить их обрат­ но, считая неминуемым распад колхоза. Это очень умный и опасный враг, искусно разоблаченный писателем, прекрасно знаю- .щим психологию подобных людей. В основу романа положен жизненный конфликт, благодаря чему все происходя­ щее в нем воспринимается, как действи­ тельность. В первой части романа автор рисует старинные обычаи, укоренившиеся в среде алтайцев. Свадьба Яманай сопровождается дикими обрядами. «Торжество началось, когда невесту облили молоком. Гости с раздувающимися ноздрями бросились к копнам мяса, над которыми еще клубился пар». Сапог Тыдыков лицемерно похваляется: «Сердце мое — кусок масла, заботливый пастух, как огнем, растопил его. Если бед­ ный человек бережет хозяйские табуны, то хозяин сделает жизнь этого человека бес­ печной». Много нелепых вещей, с точки зрения советского человека,'происходит в первой части романа. Семнадцатил-етнего юношу Ярманку вынуждают жить со старухой Чаных, женой его умершего старшего бра­ та, женщины боятся в присутствии посто­ ронних называть по вмени старших в семье и в сеоке, обычай запрещает женитьбу меж­ ду девушкой и юношей одного рода и т. п. Коптелов показывает, как жизнь уничто­ жает эти обычаи. Появляется в горах Красная юрта. Поселяется в аиле русский большевик Филипп Иванович Суртаев, ку­ рит с алтайцами общую трубку, проводит занятия по политграмоте, начинает их при­ учать к себе. Алтайцы переходят на осед­ лость, организуют колхоз, овладевают по­ казавшимся им сначала очень сложным ис­ кусством косьбы, приучаются убирать хлеб машинами. 109

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2