Сибирские огни, 1947, № 2
Желание писать, высказать свои мысли, поделиться своими впечатлениями, помогло Коптелову освоить необходимые элементы -литературной грамоты. Он прошел первую школу журналиста, как селькор областных газет. В течение 1920—22 гг. регулярно печатаются в них заметки Коптелова по пчеловодству и клеверосеянию. Он жадно тянется к знанию. Из глуши Алтайских гор его влечет в город. Он становится инструктором земельного отде ла. Упорно работая над собой, поглощая бесчисленное количество книг, он вместе с тем не отрывается от родной почвы, часто выезжает в район, следит за возникнове нием колхозов на местах бывшего кочевья, принимает участие в хлебозаготовках, ви дит яростное сопротивление кулаков, п > стигает сущность классовой борьбы. Этот период изучения Коптеловым живой коллективизирующейся алтайской деревни отражен в книге его очерков «Форпосты социализма»'. Книга «Форпосты социализма» насыщена интересными фактами из жизни совре менной алтайской деревни, которые пере плетаются с картинами прошлого. В ней рисуется классовая борьба, особенно обо стрившаяся при организации колхозов, при водятся некоторые любопытные бытовые детали. В каменном доме, принадлежавшем раньше зайсану Тобокову, была напечата на алтайская пьеса «Порог начальства не досягаем» и эту пьесу с воодушевлением играла алтайская молодежь, восторженно встречаемая зрителями. Одному передовому ойроту пришлось развестись с женой, по тому что она ни за что не хотела жить по-новому в русской избе, выбрасывала из нее столы и табуретки, заставляла мужа есть и спать на полу, приходила в ужас от того, что он чистит зубы и моет лицо мылом. Автор собрал в этой книге также разные поверья, бытующие среди алтайцев, кото рые до революции были почти поголовно неграмотными. Баи, которые всячески старались затем нить сознание бедняков, выдумали леген ду, обосновывающую отсутствие письмен ности у ойротов. Вот что говорится в этой легенде: «Не было у алтай-кижи своей письменности. Давно-давно кочевали алтай- кижи в широкую долину. Книги их лежа ли в кожаных сумах. Сердитые реки пе ресекали им путь. На седла залилась вода, когда бродили последнюю реку. Намокли книги, слиплись листы. Повесили книги на дерево, чтобы солнце выпило воду, но пришла белая корова и съела книги». Это — легенда. В действительности ал тайский народ никогда не имел письмен ности. Лишь при советской власти поя вилась письменность, выросла новая ал тайская интеллигенция, появились молодые алтайские поэты и писатели. В книге «Форпосты социализма» и в некоторых произведениях, написанных Коп- теловыім в первые годы литературной дея тельности («Антихристово время» — 1925 г„ «Морок» — 1927 г., «Первый рейс» — 1929 г., «Новые поля»), писатель 1.1931 г. Из-во „Федерации*. как бы подготавливал материал, накапли вая силы, осваивая волнующую его тему. Во всеоружии он выступил, создав роман «Великое кочевье» — о строительстве новой жизни в горах Алтая. II Роман «Великое кочевье» написан не случайным туристом, посетившим Алтай, а человеком, хорошо знающим быт очень способного, выросшего ів чрезвычайно тя желых экономических условиях, народа. Основное достоинство романа «Великое кочевье» заключается в правдивости изо бражаемого. На глазах читателя изменяет ся жизнь алтайского аила. Следуя обычаям отцов, алтайцы, под руководством середняка Борлая Токушева, перекочевывают на летние пастбища. Мно го испытаний приходите? пережить героям романа. Руководитель рода, бывший зайсан, «большой человек» Сапог Тыдыков, пони мая, что ему советская власть несет ги бель, применяет очень искусные способы, чтобы сохранить в своем подчинении 'ал тайцев. Он организует товарищества, вы страивает за свой счет баню, задаривает местное руководство, женит своего батра ка на первой красавице аила Яманай, устраивая пышную свадьбу. Он делает вид. что готов все свои богатства отдать кол хозу, втайне надеясь возвратить их обрат но, считая неминуемым распад колхоза. Это очень умный и опасный враг, искусно разоблаченный писателем, прекрасно знаю- .щим психологию подобных людей. В основу романа положен жизненный конфликт, благодаря чему все происходя щее в нем воспринимается, как действи тельность. В первой части романа автор рисует старинные обычаи, укоренившиеся в среде алтайцев. Свадьба Яманай сопровождается дикими обрядами. «Торжество началось, когда невесту облили молоком. Гости с раздувающимися ноздрями бросились к копнам мяса, над которыми еще клубился пар». Сапог Тыдыков лицемерно похваляется: «Сердце мое — кусок масла, заботливый пастух, как огнем, растопил его. Если бед ный человек бережет хозяйские табуны, то хозяин сделает жизнь этого человека бес печной». Много нелепых вещей, с точки зрения советского человека,'происходит в первой части романа. Семнадцатил-етнего юношу Ярманку вынуждают жить со старухой Чаных, женой его умершего старшего бра та, женщины боятся в присутствии посто ронних называть по вмени старших в семье и в сеоке, обычай запрещает женитьбу меж ду девушкой и юношей одного рода и т. п. Коптелов показывает, как жизнь уничто жает эти обычаи. Появляется в горах Красная юрта. Поселяется в аиле русский большевик Филипп Иванович Суртаев, ку рит с алтайцами общую трубку, проводит занятия по политграмоте, начинает их при учать к себе. Алтайцы переходят на осед лость, организуют колхоз, овладевают по казавшимся им сначала очень сложным ис кусством косьбы, приучаются убирать хлеб машинами. 109
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2