Сибирские огни, 1947, № 2
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОРТРЕТЫ Галина КОЛЕСНИКОВА Советские люди в горах Алтая (Алтайская тема в творчестве А. Коптелова) I «Мы выплыли на середину залива, огля нулись и положили весла... В озере лежа- ла блещущая всеми красками гора, и бы ла она еще прекраснее настоящей горы. Казалось, тысячи радуг свились в клубок и упали в сонную воду. Ниже радуг, под водой — голубой небосвод. Наша лодка плыла как бы между двух небес», — так заканчивает А. Коптелов поэтический очерк «Алтын Коль» об осени на Телен ком озере. Коптелов, как художник, не может не восхищаться причудливым сочетанием мо гучих вечно-веленых кедров с нежными оранжевыми лиственницами, золотистыми березами, багряными рябинами, обрамляю щими берега Телецкого озера. Он острым зрением человека, выросшего среди гор, видит,, как с наступлением ве чера дальние горы «из синих превращают ся в черные», отражение звезд в потем невших водах озера напоминает ему «белые водяные лилии», а стая лебедей, летящих на юг,—«перистое облако». Осенью верши ны гор кажутся ему «прикрытыми лисьими шкурами, хвосты которых среди нагромож дений скал ниспадают до самой воды». Но Коптелов не только живописует ал тайскую природу. Отличие Коптелова от сказителей, воспевавших голубой Алтай, заключается в том, что Коптелов пишет о новом социалистическом Алтае, о людях, «перекочевавших из родового быта в со циализм». Коптелова восхищают не только красоты алтайских гор, но и поля пшеницы, овса, ячменя, возникшие на месте бывших коче вий. Он замечает не только как две луны одновременно плывут «по темносинему, за порошенному звездами небу» и по черному озеру, 'он видит проникновение городской культуры в деревню, молодых алтайцев, танцующих при лунном свете вальс. Он восторженно пишет о коллективизации бывших кочевий, о том, как в долине Чолышмана колхозники косят лобогрейками усатый ячмень. Он радуется, наблюдая уборку хлеба там, где несколько лет тому назад тянулись необозримые пространства лугов. Коптелов вырос в кержацкой заимке, за терявшейся в глуши Алтайских гор. Вспо миная о своем первом рассказе «Антихри стово время»1), Коптелов писал: «Я нена видел кержачество, старался показать его идиотизм, невежество». Он ненавидел так же шаманов, алтайских князьков-зайсанов и все те дикие обычаи, которые в течение долгих лет затемняли сознание одаренного ойротского народа, поставленного в жут кие экономические условия. Веками ис кусные алтайские охотники влачили нищен ское существование, платя одновременно дань и китайскому богдыхану и русскому царю. Долго царские чиновники, баи и зайсаны отнимали у охотников большую часть добычи. Лишь при советской власти ойроты получили, наконец, возможность работать для себя, учиться, читать книги, бывать в городах, встречаться с образо ванными людьми, участвовать в общест венной и культурной жизни. В детстве, когда Коптелов пас скот, он встречался с алтайскими пастухами, слу шал поэтические сказания об алтайских богатырях, грустные истории о бедных охотниках, об алтайских юношах и девуш ках, не смевших жениться и выходить за муж по любви, о баях и зайсанах, жирев ших за счет своих батраков. Просыпаясь с восходом солнца, он не раз видел, возможную только в горах, причудливую картину «восхода солнца на западе», наблюдал за цветами, которые повертывают венчики вслед за поднимаю щимся солнцем, научился различать тон чайшие переливы красок в водах озер и рек, отражающих живописные берега. Желание писать возникло у Коптелова раньше, чем он освоил грамоту. Вспоми ная о своих первых литературных шагах, Коптелов говорит1 2: «У меня не было про межутка между периодом учебы, ознаком ления с образцами художественной литера туры и первыми попытками к творчеству. Я начал писать рассказы, почти совершен но не зная художественной литературы... В поле, у костра, в обеденную кормежку лошадей, на межах полос, — урывками прочитал два томика рассказов А. Чехова. Решил, что написать маленький рассказик— дело пустяковое. Достал оранжевых тетра дей и стал писать. Рассказы эти никому не показывал, как печатаются книги — для меня было загадкой». Коптелов стал писать рассказы, не различая прописных букв, не употребляя знаков препинания. 1 „Сибир кие огни“, № 4-5, 1925 г. 2 „О пройденном“, .Сибирские огни“, № 1, 1932 г. 118
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2