Сибирские огни, 1947, № 2

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОРТРЕТЫ Галина КОЛЕСНИКОВА Советские люди в горах Алтая (Алтайская тема в творчестве А. Коптелова) I «Мы выплыли на середину залива, огля­ нулись и положили весла... В озере лежа- ла блещущая всеми красками гора, и бы­ ла она еще прекраснее настоящей горы. Казалось, тысячи радуг свились в клубок и упали в сонную воду. Ниже радуг, под водой — голубой небосвод. Наша лодка плыла как бы между двух небес», — так заканчивает А. Коптелов поэтический очерк «Алтын Коль» об осени на Телен­ ком озере. Коптелов, как художник, не может не восхищаться причудливым сочетанием мо­ гучих вечно-веленых кедров с нежными оранжевыми лиственницами, золотистыми березами, багряными рябинами, обрамляю­ щими берега Телецкого озера. Он острым зрением человека, выросшего среди гор, видит,, как с наступлением ве­ чера дальние горы «из синих превращают­ ся в черные», отражение звезд в потем­ невших водах озера напоминает ему «белые водяные лилии», а стая лебедей, летящих на юг,—«перистое облако». Осенью верши­ ны гор кажутся ему «прикрытыми лисьими шкурами, хвосты которых среди нагромож­ дений скал ниспадают до самой воды». Но Коптелов не только живописует ал­ тайскую природу. Отличие Коптелова от сказителей, воспевавших голубой Алтай, заключается в том, что Коптелов пишет о новом социалистическом Алтае, о людях, «перекочевавших из родового быта в со­ циализм». Коптелова восхищают не только красоты алтайских гор, но и поля пшеницы, овса, ячменя, возникшие на месте бывших коче­ вий. Он замечает не только как две луны одновременно плывут «по темносинему, за­ порошенному звездами небу» и по черному озеру, 'он видит проникновение городской культуры в деревню, молодых алтайцев, танцующих при лунном свете вальс. Он восторженно пишет о коллективизации бывших кочевий, о том, как в долине Чолышмана колхозники косят лобогрейками усатый ячмень. Он радуется, наблюдая уборку хлеба там, где несколько лет тому назад тянулись необозримые пространства лугов. Коптелов вырос в кержацкой заимке, за­ терявшейся в глуши Алтайских гор. Вспо­ миная о своем первом рассказе «Антихри­ стово время»1), Коптелов писал: «Я нена­ видел кержачество, старался показать его идиотизм, невежество». Он ненавидел так­ же шаманов, алтайских князьков-зайсанов и все те дикие обычаи, которые в течение долгих лет затемняли сознание одаренного ойротского народа, поставленного в жут­ кие экономические условия. Веками ис­ кусные алтайские охотники влачили нищен­ ское существование, платя одновременно дань и китайскому богдыхану и русскому царю. Долго царские чиновники, баи и зайсаны отнимали у охотников большую часть добычи. Лишь при советской власти ойроты получили, наконец, возможность работать для себя, учиться, читать книги, бывать в городах, встречаться с образо­ ванными людьми, участвовать в общест­ венной и культурной жизни. В детстве, когда Коптелов пас скот, он встречался с алтайскими пастухами, слу­ шал поэтические сказания об алтайских богатырях, грустные истории о бедных охотниках, об алтайских юношах и девуш­ ках, не смевших жениться и выходить за­ муж по любви, о баях и зайсанах, жирев­ ших за счет своих батраков. Просыпаясь с восходом солнца, он не раз видел, возможную только в горах, причудливую картину «восхода солнца на западе», наблюдал за цветами, которые повертывают венчики вслед за поднимаю­ щимся солнцем, научился различать тон­ чайшие переливы красок в водах озер и рек, отражающих живописные берега. Желание писать возникло у Коптелова раньше, чем он освоил грамоту. Вспоми­ ная о своих первых литературных шагах, Коптелов говорит1 2: «У меня не было про­ межутка между периодом учебы, ознаком­ ления с образцами художественной литера­ туры и первыми попытками к творчеству. Я начал писать рассказы, почти совершен­ но не зная художественной литературы... В поле, у костра, в обеденную кормежку лошадей, на межах полос, — урывками прочитал два томика рассказов А. Чехова. Решил, что написать маленький рассказик— дело пустяковое. Достал оранжевых тетра­ дей и стал писать. Рассказы эти никому не показывал, как печатаются книги — для меня было загадкой». Коптелов стал писать рассказы, не различая прописных букв, не употребляя знаков препинания. 1 „Сибир кие огни“, № 4-5, 1925 г. 2 „О пройденном“, .Сибирские огни“, № 1, 1932 г. 118

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2