Сибирские огни, 1947, № 2

— Благодарю за урок. Па полбутылки, за ваше здоровье, нужно только двадцать копеек. Владимир Ильич с очень серьезным ви­ дом обменял ему рубль на двугривенный. ...Владимир Ильич высоко, ценил за­ остренную и меткую мысль. Как-то, буду­ чи в. мужской компании, мы сообщили ему несколько терпких с аттическою солью сибирских народных поговорок и прибауток. — Великолепно! Великолепно! — хло­ пал себя по колену1 Владимир Ильич. — Вот где надо учиться нашим писателям. Одной фразой наповал бьет... а знаете что?.. Вам необходимо создать кружок фольклористов и составить большой сбор­ ник. Вот будет клад для беллетристов и ораторов. ...Утомившись трехчасовой работой в помощь мне рад гегелевскими головолом­ ками, Владимир Ильич по-мальчишески захлопнул книгу. — Баста. Платите за работу: расска­ жите что-нибудь о вашем... трижды слав­ ном и знаменитом Красноярске. И я рассказал ему о Мошарихе. Жил-был в Красноярске крупный золо­ топромышленник Мошаров. Умер. Его еще молодая, бездетная вдова неожиданно ста­ ла пить, чего раньше за нею не водилось, и чем дальше, тем сильнее. Ни дружеские увещания, ни врачебное воздействие не помогают. Пьет. И вот пришел день: Мо- шариха бросила дом, имущество, брилли­ анты, парижские наряды, надела рубище, нищенскую суму через плечо и ушла в мир бездомных и голодных. Весь город знал Мошариху. В грязных отрепьях; на ногах опорки рваные; об­ рюзгшее от пьянства лицо; живет, собирая милостыню и ночуя под забором. А в бан­ ке у нее лежит полмиллиона золотом, и каждый день сюда течет золото с четырех приисков. Ее считали «во христе юродивой» и мрлостыню подавали охотно. Летом Мошариха обыкновенно жила в шалаше за оградой Старого собора. Она нередко останавливала меня, когда я про­ ходил мимо, идя с рыбалки, и угощала чаем из котелка, кипевшего тут же на костре. Однажды, видя, что Мошариха совсем трезва, я решился задать ей вопрос, с которым обычно избегали к ней обращать­ ся, так как она всякий раз сильно раз- дражалась. — Скажи, тетушка Мошариха, почему ты свои богатства бросила? После небольшой паузы она хрипло от­ ветила: — А потому, молодчик, что деньги тс душегубные... кровушка на них рабочая, липучая...1Сама на приисках была, свои­ ми глазапьками видела скотничыо жизнь рабочего. — Какая нелепая, истинно-русская трагедия! — взволнованно сказал Влади­ мир Ильич. — Алмаз, затоптанный в грязь! Молча шагает но диагонали комна­ тушки. —- Д-да! Великая и убогая Русь... А тема-то какая! Огромнейшая глубина и значительность... В упор остановился передо мною: — Пишите рассказ: «Мошариха». — Что вы! Это тема для Достоевского. — Ну, и что же? Достоевский был у нас первым, но не последним. Нужно за­ хотеть быть Достоевским... Да! Захотеть1.. Бросьте Гегеля и пишите «Мошариху»1. ...В середине марта я уехал из Красно­ ярска. ПЕРЕПИСКА Моя переписка с Владимиром Ильичом обнимает период с 1903 по 1913 год. Так как Владимир Ильич жил в эти годы заграницей, переписку пришлось вести, используя нелегальные партийные связи. Кратко определить содержание пере­ писки невозможно. Владимир Ильич был ненасытным в отношении материалов и информации, причем диапазон его интере­ сов был исключительно широк. Поэтому остановлюсь здесь только на нескольких, в то время актуальных вопросах, давших темы для писем. Социальные идеалы Конфуция. .Китай­ ский философ Конфуций (род. в 551 г. до нашей эры) сочинил проект организации «единого мирового государства со Все­ мирным Советом» во главе. Владимир Ильич неоднократно возвращается в пись­ мах к этому вопросу, требует деталей и интересуется попытками осуществления копфуцианской программы и, в частности, опытом национализации земель в Китае. Индийская материалистическая филосо­ фия, В широкой публике было распро­ странено миеиие, что индийская филосо­ фия — исключительно мистическая, а на самом деле в Индии существовала и сильная материалистическая школа с рез­ ко выраженным антирелигиозным направ­ лением. Владимир Ильич придавал боль­ шое значение изучению этой философии и искал возможности перевода книг на рус­ ский язык. Последняя задача, к сожале­ нию, не выполнена и до настоящих дней. 3) Втадимир Ильич знал, что В. Анучин пишет рассказы. 105

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2