Сибирские огни, 1947, № 2
гкое областничество — это сепаратизм или федерализм? — Федерализм. — Любопытно! Это уже лучше... Обя зательно расскажите мне подробности как-нибудь потом, наедине. — зто он лее устроил семинарский бунт в Томске, — продолжалась инфор мация обо мне. — Бунта не было. — поправил я, — был жандармский разгром. — Слышал, слышал. — сказал Вла димир Ильич, —* это же кошмарная ис тория... И даже с человеческими жертва ми. как говорят? И мне пришлось рассказать о событиях в Томской духовной семинарии в 1895— 96 годах, причем Владимир Ильич на стойчиво допытывался о деталях эпизода. — Д-дда! — закончил он нашу бесе ду, — очень ‘знаменательно! Если" уже в духовных семинариях будущие попы читают Чернышевского, Герцена, Маркса и Энгельса, то это хороший показатель общих настроений. Жаль, что все идет стихийно. Организация нужна. Ох, ребят ки, как нужна организованность! Иначе пустоцвета много будет. 2 В пос.ныующие дни я частенько захо дил в клуб, но беседовать с Владимиром Ильичом не пришлось — всегда было много народа, зато мне представилась возможность понаблюдать. Владимир Ильич явно сторонился очень принятых в то время споров марксистов с народниками. Чуть бывало затеется такая дискуссия, Владимир Ильич как-то поблек нет; потом начнет потирать кончик носа согнутым указательным пальцем и, нако нец, не вытерпев, уйдет из комнаты. Оно и понятно. Наши доморощенные маркси сты были подкованы, главным образом, доводами из брошюры самого Владимира Ильича, а народники неизменно тянули нудные акафисты всеисцеляющей общине, и, кроме того, они никогда не отличались хорошим знакомством с политической эко номией. Но надо было видеть, какое жи вейшее участие Владимир Ильич принял в прениях по докладу одного молодого красноярца — «Беллетристика при социа лизме». Владимир Ильич сыпал направ ляющими вопросами, наводящими репли ками; подзадоривал ораторов и втягивал в беседу молчальников. Скептически настроенный юноша Скор няков' подпустил ложку дегтя: — Мечты, мечты! Где ваша сладость! Владимир Ильич взпскрился: 1) Скорняков—впоследствии меньшевик. — Да, мечты, молодой человек! Мечты! Без мечты человек превращается в жи вотное. Мечты двигают прогресс. Вели чайшая мечта — социализм... — А при социализме мечтать будут?— не унимался Скорняков. — А вы думаете, что тогда будут чм о -, кать у корыта и радостно хрюкать от изо билия? Осуществленная мечта — социа лизм — откроет новые грандиозные пер спективы для- самых смелых мечтаний... Скорняков. Я предпочитаю синицу в руки. Голос. «Оклад, медаль, в полоску брюки». Взрыв хохота, и разговор вернулся к докладу. ...Не переносил он также тех крикли вых начетчиков из молодежи, которые, не имея своих мыслей и суждений, бара банили градом цитат из философских книг (тогда было в моде кстати и некстати, а часто и с явными патяжками цитировать Фейербаха, Гегеля и Маркса), — увидев эту неприязнь Владимира Ильича, я по нял, почему он поблек, когда я в первой нашей беседе упомянул о работе над Ге гелем: он обеспокоился, что я стану глу шить его цитатами. Но Владимир Ильич проявил беспредельную предупредитель ность, когда я попросил его помощи в уяснении трудно понимаемых мест из то го же Гегеля. Явно недолюбливал Владимир ильич тех женщин и девушек-революционерок, которые подчеркнуто щеголяли небреж-ч£ ностыо туалета. Подметив такое нераспо ложение, я как-то сказал, что у нас при думана прибаутка: «волос клоком, юбка боком, чулки штопором». Владимир Ильич пришел в восторг и записал прибаутку себе в памятную книжку, заметив: , — А и злоязыкий же народ, сибиряки. Особенно любил Владимир Ильич хоро вое'пение. Красноярцы народ певучий, и из молодежи всегда составлялся неплохой хор. Владимир Ильич очень часто просил нас петь, и его особенно волновала фраза из известной песни, которую он тихонь ко подпевал: Ты голову честно сложил... Рокотание басов на последнем слоге слова «сложил» он сопровождал мерным покачиванием головы в такт песне, а глаза у него при этом были такие, слов но он смотрел куда-то вдаль. 3 В те дни Владимир Ильич усиленно ра ботал над материалами для своей книги «Развитие капитализма в России», а в \А - 103 I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2