Сибирские огни, 1947, № 2

шой счет тайге, и леспромхоз заготовляет, кроме спецдревесины, крепежный и строительный лес, сырье для спичечных фабрик, кедры для заводов карандашной дощечки, материал для судостроительных заводов и верфей. С Георгием Васильевичем Крыловым, который руководил изысканиями березо­ вых лесов в горячие годы войны, я встретился в Новосибирске. Он работает сейчас в Западно-Сибирском филиале Академии наук, пишет научный труд о березе. Он считает, что тот вид березы, который растет в белой тайте, не был еще известен науке. Ее считали пуши­ стой. Это была ошибка. Это новый вид. Крылов назвал этот вид березы —1 «Си­ бирская». Береза-сибирячка — высокая, прямо­ ствольная. Двадцать пять— тридцать мет­ ров. Этой высоты никогда не достигает пуйгйстая. Ствол ее сверху и до самых корней обвит гладкой голубовато-белой берестой, без вертикальных трещин у корня, которые свойственны бородавчатой березе. Ветви ее устремлены вверх, она не свешивает их, как бородавчатая, и не держит горизонтально, как пушистая. У пушистой березы молодые ветви красно­ ватобурыВ, пушистые, отчего этот вид и называется пушистым. У сибирячки да­ же молодые ветви — голые, шоколадно- коричневого цвета. Листья ее мельче, чем у пушистой. И она еще более светлолю­ бива, купается в солнечных лучах вся — с шапки и до корней. , Пушистая береза растет мелкими вкра- пинками в черневой тайге, гибнет от за­ силья более мощных и долговечных хвой­ ных деревьев, переходит на новые места, на которых пока нет ни елей, ни пихт. Береза-сибирячка является коренным за- селыциком. В давшіе времена она при­ шла с гор, сохранившись там от ледйи- кові и заняла обширные площади в глу­ хих местах Сибири. Может быть, ученые будут оспаривать утверждения инженера-лесовика Крылова. И Георгию Васильевичу придется прове­ сти еще много наблюдений, чтобы обос­ новать свои выводы. По одно он и его товарищи сделали неопровержимо — они открыли стране семьсот тысяч гектаров превосходных березовых лесов. Открыли белую тайгу. В годы Отечественной войны белая тайга дала родине миллионы винтовочных и автоматных лож, лыжи, авиационную фанеру. И не было для ружейных при­ кладов лучшего дерева, чем сибирская бе­ реза. И не было более легких И ХОДКИХ: лыж, чем лыжи из березы-сибирячки. Многослойная фанера из сибирской бере­ зы, пропитанная под большим давлением бакелитовой смолой, оказалась прочнее металла. Эту фанеру назвали л и т о фолем и дельтаберезой. Она шла на броню для самолетов и была прочнее, чем металл. Она применялась в подшипниках и вы­ держивала такую скорость и нагрузку, какую металл не был в состоянии выдер­ жать. Отгремели военные грозы, но не уменьшилась нужда в березе. Сибирская береза попрежнему идет на передний край — сейчас на передний край хозяйствен­ ного строительства. На берегах таежных рек — Чулыма, Большой Юксы, в Чаинской тайге растут так же, как в военные годы, штабеля лыжных брусков, ружейных болванок (нам нужны.тысячи лож для охотничьих ружей!), фанерных кряжей, клещевых болванок, катушечных брусков. Весной их погрузят в баржи и доста­ вят в Томск На Черемошинскую^ лесопе­ ревалочную базу. И пойдет' сибирская береза по стране. Ж включит она свою* железную твердость, свой упрямый харак­ тер в индустриальные мускулы возрож­ дающегося после Войны хозяйства. Она заменит бакаут-железное дерево,, которое растет на островах Тихого океа­ на. Из брусков ее, спрессованных под большим давлением, будут изготовлены текстильные челноки. Их уже производит сибирский фанерный комбинат в Тюмени. Из березы будет произведен детое — так называют новый материал, полу­ ченный в 1946 году из прессованной бе­ резы, пропитанной баритовыми солями. Летос пойдет в мостовые конструкции, в детали машин, где нужна твердость боль­ шая, чем имеет железо. Сибирская береза станет лигнофолем- фанерой, самой прочной фанерой в мире. Береза-сибирячка станет лыжами — легкими, гибкими, как ветер. И во всем, во что войдет береза, будет железная твердость земли, на которой выросла береза-сибирячка, непреклонность, характера людей, которые нашли ее и обработали. И, может быть, об этом шумел нам сибирский лес, когда мы ехали по Чу­ лымской тайге в морозную зиму 1947 года. Февраль, 1947 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2