Сибирские огни, 1947, № 1

ома о т р а з и л а с ь иуда. Директор рассказал ей, как нехватает заводу рабочих ру«, и смущенная .Катюша н а другой день онойа пришла я а завод с просьбой отправить ее на стлав . Фронтовой жизни Худоногова посвящен лишь один .рассказ — «Мой сын». В рас­ сказе «Встреча», действие которого проис­ ходит уж е после победы, мы видим снова К атош у — уж е сержантом медицинской службы . Худоноговы строят планы после, доенной ждами. Первый р ассказ С. Сартакоаа о Худо- ногове появился л е т семь назад . М алень­ к ая книж ка «Алексей Худоногав» — плод нередкость прочного сживания автора со своим героем, неторопливого вынашивания образа, свидетельство любви и интереса к изображаемым людям . Примечательно то чувство такта, с которым отбирал автор материал, и умелый вырор им изобрази­ тельных средств в полном соответствии со своими возможностями. Нигде С артаков не становится на цыпочки, не напрягает го ­ лос. В затруднительный момент он бл а го ­ разумно передает слово кому-нибудь из героев, переходя к сказовой форме, или умело обходит препятствие другим спосо­ бом. Он не пытается показать боевые дей­ ствия во всей их сложности и многогран­ ности, а ограничивается изображением до ­ статочного для характеристики фронтовой жизни Худоногова частного эпизода — приключений Алексея , посланного в р а з ­ ведку . Ещ е пример. Мы говорили уж е о том, что Катюша задумала тайком от мужа вы­ учиться граМоте. Многие авторы наверняка поддались бы соблазну нарисовать эффект ­ ную сцену, «в которой Алексей узнает об успехах жены . Но Сартаков не сделал1 этого, — быть может, сочтя, что такая сцена получилась бы слишком резкой иа фоне спокойного, бесхитростного повест­ вования, а быть может, просто правильно рассчитав свои силы. А ведь мастерство писателя в значительной мере заключает­ ся «в том, что. он умеет ограничивать себя, ставя лишь посильные задачи. 'К достоинствам сборника следу е т отне­ сти его простой, ясный язык , точность и л акш иам описаний, любовное, вдумчивое отношение к .природе и к людям. Герои Сартакова — честные, умиые, трудолюби­ вые советские люди, вызывающие искрен­ нее чувство симпатии у читателя. В сборник включен рассказ «Домой» — единственный, не имеющий отношения к ХуШоногову. Сделано это напрасно. Р а с ­ сказ , сам1 по себе ничем н е замечатель­ ный, нарушает цельность книжки. Е е луч ­ ше было бы закончить рассказам о воз­ вращении Худоногова. Впрочем, вполне з а ­ канчивает сборник и рассказ «Встреча», поскольку из него уж е ясно, как намере­ ны ж и ть в мирных условиях главные ге ­ рои книги. Однако автор соблазнился, видимо, затронутой в рассказе «Домой» «модной» темой возвращения демобилизо­ ванного воина и упустил из виду, что до ­ статочно лож ки дегтя , чтобы испортить бочку меда. Читатель мож ет лишь с ож а ­ леть , что Сартаков не о стался верен свое­ му герою до конца сборника. Щ о ' I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2