Сибирские огни, 1947, № 1
открывая перед людьми широчайшие перс пективы будущего. Образы М атвея Строгова, Фвногена Течетгана, Аниы Строговой и других пока зываю т уменье писателя изображ ать своих героев, как характеры типические, жизнен но-правдивые, а сущ ествование которых «мы верим. Г . Марков стремится показать людей в наиболее острых поворотах, с наиболее яркой, неожиданной стороны. Пи сатель ри с у е т столкновения своих героев в очень сложных конфликтах. Возьмем лишь два примера. Автор поставил своей целью показать , как простой крестьянин-сибиряк, выросший в трудовой честной семье, обстоятельства ми жизни приводится в лагерь револю ционеров, становится их верным помощни ком, а впоследствии и вож аком народных масс. На этом шути пи сатель стави т Мат вея в положение, как будто бы противо речащее основным линиям развития со зн а ния героя. Матвей становится надзирате лем в тюрьме. Б ее обстояло бы просто, если бы Мат вей был «направлен» автором на служ бу в тюрьму с нарочитой целью — помогать политическим заключенным . Но в этот период Матвей еще не бы л настолько сознательным, чтобы его могли послать на это дело или чтобы он сам ‘взялся за нег го. Ц е л ь е го проста: служ б а в тюрьме помогает ему избавиться о т мобилизация в царскую армию. Попав на должность в тюрьму, Строгов помогает политическим. Н о к этому он подходит как раз через политическую выучку, пройденную в с а мой тюрьме, через ознакомление со ста . рыми порядками, нигде так убедительно не раскрывающими все свое подлое содер жание, как именно здесь. На этом примере мы видим, что Г. М ар ков не и д ет на соблазн легких сюжетных выдумок, а стремится к сложному ди а лектическому изображению жизни , к вы явлению внутреннего, наиважнейшего, га явлениях, в мыслях, в чувствах и по ступках людей. Вот почему писателю у д а лось со здать увлекательное , напряженное повествование. Второй пример. Читая роман, мы до са мого решительного столкновения двух братьев — М атвея и Власа Строговых не могли ож идать , что это столкновение при мет такую острую форму, когда родствен ные отношения между двумя братьями о к аж у т ся уж е невозможными. Эффект не ожиданности достигается тем, что, накап ливая , увеличивая постепенно, незаметно штрихи и черточки в обоих характерах , отталкивающ ие М атвея и Власа друг от друга, автор сохраняет д о последнего ре шающего события внешне нормальные о т ношения между ними. Матвей бывает у брата, то т делится с ним своими забота ми и мыслями. И «это совершенно естест венно. Автор никуда н е уходит от жизни и показывает, что в ней д ал еко не все соверш ается сразу, «что нужен какой -то толчок , чтобы родственные узы, связываю щие братьев, лопнули безнадежно . Писа т ел ь сталки в ает братьев, как политических врагов, во время еврейского погрома. Все, что накапливалось, нарастало , дает теперь такой взрЕгв ненависти, что братья становятся непримиримйми врагами. Окачок из одного состояния в др у го е писатель- т ак обосновал, что у нас не о стается » тени сомнения: он до лж ен был свершить ся. Случайность, столкнувш ая братьев у одного дома, скрывает за собой необходи мость разрыва, который неизбежно бы со вершился и при других подходящих об. стоятельствах . В городе ид ет погром. Толпа грабит лавчонку часовщика-еврея. М атвей О тро гов, разгоняя погромщиков, видит в числе их Власа, отнявшего у бедняка часы. Матвей бьет брата, тот оглядывается и узнает Матвея: «И быть может, в э ту .минуту бр ать я почувствовали, что они враги, враги не на жизнь, а на смерть, и никогда в жизни они не походили один на другого, вечно оыли разными и такими останутся до кон ца дней своих. Т ы - ты евреев грабить?—прохрипел Матвей. И Влас, длинный, костистый, сжался , втянул нестареющую продолгова тую голову в плечи, чувствуя, как си л ь ная рука брата, ползет по его узкой спи не к вороту. — Матюха, брат, иродово племя... — за бормотал Влас и не договорил . Матвей так тряхнул его, что шляпа упала с го ловы и все увидели стоящ ие ежиком во лосы Власа. — Вынь часы! — сжимая жилистую шею брата , прохрипел Матвей. Влас вы. бросил большие золотые часы на землю» С помощью Матвея организован смелый и рискованный побег большевика Беляева из тюрьмы. Его везу т в коробе под сне гом, и Матвей переживает тревожные и мучительные минуты. «Проезжая мимо сторожевого , который был конечной гранью, отделявшей тюрьму от воли, Матвей развалился на снегу ч, насвистывая какой -то веселый мотивчик, принял беззаботный вид. Н о о т взгляда его не скры лась та внимательность, с к а кой сторожевой осматривал его . а Потом короб, в котором л еж ал Беляев . «Н еуж ели о д еж д у сквозь короб зам е тил?! — ощущая громкое биение сердц а , подумал Матвей и через плечо о глян ул ся на сторожевого. Тот продолж ал остренькими глазами смотреть на обоз со снегом, и вся его не большая фигура выказывала беспокойство, чуть ли не готовность закричать и бро ситься за обозом вдогонку. Только потом, некоторое время спустя , все это объяснилось . О казалось , что па рень хотел покурить я дол го не решался попросить у Матвея табаку, присматрива ясь к нему и про себя .решая, добрый ли он, одо лж и т ли щ епотку махорки». . Тгжое несовпадение помыслов одного персонажа с представлениями о них др у гого персонажа — частое явление в- жизни. Но из этого не следу ет , что его легко изобразить. Г. Марков сумел это.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2