Сибирские огни, 1947, № 1

Л . А Б Р А М О В И Ч Роман Г. Маркова „Строговы" Первая книга -романа Г. М аркова 1 1рису- -ег жизнь крестьянской семьи Строговых в Сибири в период подготовки и [разверты­ вания первой русской революции 1905 г. Д ей стви е второй книги разверты вается в период реакции, затем империалистической войны 1914— 1918 гг . , двух -революций 1917 г . и захваты вает первый год сущ е ­ ствования нового, советского общ ественно ­ го строя. В романе рассказана история парти зан­ с ко г о отряда , выросш его затем в огром ­ ную парти занскую армию, оказавшую серьезную помощь регулярным красным войскам. Финал романа — ш ирокая перспектива величайшей -созидательной работы, которая начинается после разгрома врага. Сибир­ ски е крестьян е е д у т к Ленину , и вождь откры вает -перед -посланцами народа гран­ диозную картину предстоящих бое-в за пе р ед ел к у старой , нищей, убогой России в передовое мощное государство . Ц ентральная фигура романа — Матвей Захарович Строгое. В первой книге писа­ т ел ь показывает, в силу каких- обстоя ­ тел ьс т в М атвей становится революционе­ ром. М альчик с пытливым умом вырастает в семье, которая на десятил ети я за-ка-башена купцу . Эпоха войн и революций с ее н е ­ обычайно острой политической борьбой з а ­ с та вляе т каж до го определить -свое о тн о ­ шение к этой борьбе, и Матвей о к а зы ­ вается на гребне политических событий. Больш евики Соколовский -и е го ж ена , а особенно Б еляев , помогают формированию сознания М атвея-бунтаря , вож ака к р е с т ь ­ янских масс, организатора борьбы за их интересы. Дальнейший путь М атвея ясен . П осле революции он — пр едсед ател ь Совдепа , а затем руководитель партизанского отряда . Заканчивая сво е произведение, автор подчеркивает, -что, хотя его герою и я с ­ на линия развития жизни при новом со ­ ветском строе, но конкретные пути этого 1. Первая книга романа Г. Маркова „Стро - говы“ издана в Иркутске , в 1939 Году, в г ораи кни­ га вышла там же в 1946 г. развития он еще представляет себе сму т ­ но. -Вот почему в сцене приема партизан Лениным М атвей не мож ет д а т ь исчерпы ­ вающих ответов на вопрос, какой дорогой крестьянство хо тело бы пойти теперь, к о г ­ да наступила -мирная со зидательн ая жизнь . Такого кругозора, такого -широкого пони­ мания политических проблем у М атвея ещ е нет. Э тот человек вырастет и созре ­ е т окончательно лишь в великую эпоху строительства колхозной деревни. Финоген Течении, — д е д Фишка, — всем сердц ем любит свою родную тайгу. Этого старого человека с его 'непосредст­ венным острым умом писатель показывает нам, как ближайшего друга и помощника М атвея Строгова, как его неразлучного спутника на всех этапах борьбы за р а с ­ крепощение крестьян . Уж е в первой книге романа мотивирова­ но вступление д еда Фишки н а путь, и з ­ бранный Матвеем . Самими обстоятельств а ­ ми жизни Финоген сталкивается с совре­ менными ему господами деревни и н еи з­ бежно долж ен выступать против них. Одна утеха у него в жизни — Юкеин- ска я тайга, охота в ней, мечта о том, что семья Строговых, в которой он живет , стан ет ж ить лучш е , когда он р азыщ ет в тайге золото. М атвей с Финогеном п ер ­ вые дознались о сокровищах , скрытых в Юкс-инской тайге. Но у них самих нет сил и средств , чтобы эти сокровища о т ­ крыть и использовать . З ато Степан З и ­ мовской мож ет это сделать . К ак ж е не ненав-идеть д е д у Фишке Зимовского, как ж е не разруш ать ему планы врага, пытаю ­ щ егося прибрать к рукам все сокровища тайги? Фяно-ген Течении оказывается со ­ юзником М атвея в общенародном дел е , а наступлении на богатых хозяев . С каж дым -годом он все ближе подходит к ин тере ­ сам. волнующим Беляева , Антона Топил- кина, М атвея Строгова. Н о проявляется это у него своеобразно, «по-теченкинеки» Свою непосредственность, ори гиналь­ ность. свое хитроватое простодушие -и к и ­ пучую энергию Финоген Течении проносит через весь роман. Е го своеобразный склад ума, юмористическое отношение к жмени привлекаю т внимание Ленина , когда он принимает делегацию крестьян . В этой сцен е старый партизан Фишка показывает себя к ак мудрый крестьянин , понимающий

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2