Сибирские огни, 1947, № 1
Вспомнились многочисленные поездки по .Алтаю. Я видел много охотников, слышал много песен, но нигде я не слышал ниче го, хотя бы отдаленно похожего на «Охот ничью кабаржиную» Павла Кучияка. Че ловек-оркестр был единственным и непов торимым на всем Алтае. Но он скромно уверял нас: — Эту песню я слышал от старика- -охотника. Он привез ее из Тувы... В заключение этого оригинального кон церта-путешествия Павел Васильевич ис полнил «Охотничью колыбельную». В ней еще меньше слов, чем в предыдущей пес не. Все ее содержание — в трех словах: «Спи, дитя, спи», но «музыкальное сопро вождение» и в ней гораздо богаче, ярче к сложнее. Певец закрывает глаза, мускулы его жилистой шеи напрягаются до предела, и -она становится красной, словно нее боль ше и больше раскаляется огнем его души. Человек-оркестр, поэт и сказочник со шел со сцены под восторженный всплеск аплодисментов. Путешествие закончилось, но в памяти слушателей оно будет жить до конца их дней. Через века В жизненном и творческом пути Павла Кучияка виден путь всего алтайского на рода. Путь через века. Все вперед и впе ред, к вершинам социалистической куль туры. В течение полуторых столетий господ ства англичан в Южной Африке куль турное развитие местных народов и пле мен не двинулось вперед: то же мотыж ное земледелие, что и раньше, те же пер вобытные способы охоты при помощи д е ревянных копий и отравленных стрел, те же хижины. Полное отсутствие грамотно сти. Прибавились только болезни, прине сенные белыми, да вольное бродяжничество сменилось неслыханной экоплоатацией. Резко увеличились смертность и не менее ■резко сократилась рождаемость. В Америке индейцы за столетия жизни среди белых едва успели свои легкие вигвамы заменить глиняными лачугами с теми же дымнЭми очагами. Они и -сегод ня не знают, что есть на свете Европа и Азия, что существуют моря и океаны. Лишь немногим из них известно, что есть такой город Нью-Йорк. Случайно попавший в поселок индейцев автомобиль, по словам И. Ильфа и Е. Петрова, выглядит «улл- совской машиной времени». Алтайцы в дни молодости К учи яка н а ходились примерно на том ж е уровне р а з вития, что и индейцы в первые годы з а селения Америки белыми. Такими алтай цы оставались бы и поныне, если бы не Октябрьская социалистическая революция. За годы советской власти на Алтае н а род, прежде отсталый и полудикий, пробе ж ал расстояние в несколько столетий и с тал в один ряд со всеми народами в ели кого Советского Союза. Благотворное влияние этого чудесного путешествия че рез века особенно ярко сказалось на судьб е Кучияка. Отдельные этапы этого путешествия запечатлены в его рассказах, пьесах, стихах и песнях.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2