Сибирские огни, 1947, № 1
вича нам удалось, кроме известных ра нее двух первых глаз, найти только не законченную третью главу и наброски еще двух глав. Это, вероятно, все, что он у с пел написать для книги о своей тяжелой, но интересной и поучительной жизни. Даже первые две главы автор не счи тал законченными и собирался вносить в них дополнения, но и в таком виде, в ка ком они остались после его смерти, эти главы и наброски будут прочтены с ин тересом, как художественный документ о той темной жизни, которой жили поколе ния алтайцев и которую в детстве испы тали многие современники Павла Кучияка. В театре Велика роль Кучияка в создании Ойротского -национального театра. Он за- ведывал в театре литературной частью и, в то же время, был его первым актером. На подмостках этого театра были постав лены пьесы П. Кучияка: «Борьба», «Пет ля», «Ямы», «Чейнеш», «Работа белых», «Враги в капкане». Особым успехом пользовалась пьеса «Чейнеш». Павел Васильевич исполнял в этом выдающемся спектакле Ойротского театра роль бая Козуйта и роль кайчи (сказителя). С этой пьесой театр совершил большое турнэ по городам Сибири и Ка захстана. У сказителя Н. Улагашева была люби мая сказка «Уч-кыс» («Три девицы»). П. Кучияк записал эту сказку и на ее основе создал феерическую пьесу, в кото рой участвовали, кроме трех девиц, бога тыри, семиглавый людоед Дельбеген. добрая бобриха и старый волшебник. В пьесе были оживающие деревья, цветы, грибы и другие «жители леса». В этом спектакле, также пользовавшемся большим успехом, Павел Васильевич исполнял роль кайчи, под песню которого поднимался за навес. В годы война Павел Васильевич заме нил на сцене многих молодых актеров, ушедших на фронт. Так он, по словам художественного руководителя театра И. С. Забродина, блестяще сыграл роль Дельбегена в той же пьесе «Уч-кыс» и не менее успешно роль Сюмелио в своей пьесе «Оролор» («Ямы»). Кучияк любил богатырский эпос и «мно го раз рассказывал мне о своем намере нии показать богатырей на сцене. Особен но его интересовали те народные произ ведения, в которых повествовалось о бога тырях, защищавших землю своего народа от посягательства иноземных захватчик®. Но эта тема бйгла для него сложной, трудной, и он долго не брался за нее. Только весной 1943 года, за три месяца до смерти он начал писать эту свою по следнюю пьесу. Она осталась незакончен ной, но первый вариант ее был автором прочитан на заседании художественного совета театра. После заседания он записал в своем дневнике: «Многие не понимают моего героя и боятся: «Было ли, так в жизни?». По моему мнению, если в истории и не все было так, как я написал, то в сознании бедного народа жила мечта о равнопра вии, о вольной жизни. Об этом нам гово рят наши народные сказки». Перо и штык Любимой былиной Павла Васильевича была «Алтын-Тууди». В былине рассказы валось о войне в далеком прошлом. На страну капали враги, стали грабить ста новья, захватывать земли, пленить народ. Для борьбы с захватчиками созывалось войско. Каждая семья должна была по слать одного вооруженного всадника. Отец Алтыи-Тууди был стар и ехать на войну не мог, а сыновей у него не было. Стар шая дочь вызвалась поехать на войну, но она не могла выдержать сурового испы тания, которое устроил ей отец. Не вы держала испытания и средняя дочь. По счастливилось младшей — Алтьш-Тууди: она стала богатыркой и поехала на войну. 'Кучияк считал себя счастливым: стар ший сын его служил на Востоке, на по граничной заставе, второй сын воевал на Западе, старшая дочь пошла в армию ме дицинской сестрой. Все они выдержали испытание, и сам он еще совсем не ста рый: может игти с винтовкой на врага. Он взял тетрадь, вырвал лист и начал пи сать заявление в областной военкомат: «В дни Великой Октябрьской револю ции я, по своей глупости, не принимал участия и не помогал установлению со ветской власти на Алтае. Несмотря на это, созетская власть и коммунистическая партия воспитали меня в духе советского патриотизма и сделали меня тружеником социалистического общества. Из малогра мотного парня я поднялся, до почетного звания советского писателя. Мне довери ли большевистское перо. Я мог бы в во енное время активно участвовать в пе чати, но я не «могу сидеть дома: сердце мое рвется туда, где наша доблестная ар мия бьет зарвавшихся фашистских пала чей. Сегодня я считаю вполне правиль- -ным — перо сменить на штык...» Он упомянул о сыновьях и дочери, до том продолжал: «Я не могу отставать от них. У меня сил много, глаза остры. Прошу послать меня на самую передовую позицию...» Так писал Павел Васильевич в июне 1941 года. Но врачи были иного мнения о его силах и здоровье: они забраковали его. Через год стала формироваться дивизия добровольцев-сибяряков. Павел Василье вич подал второе заявление, но и на этот раз ему отказали: • — Помогайте своим оружием — пером, — сказали ему. Это огорчило его: он рч-итал, себя здо ровым. верил в свое сердце и не думал, что болезнь может так быстро свалить его.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2