Сибирские огни, 1947, № 1
Павел Васильевич крепко пож ал руку жены и впервые назвал ее по-имени: — Не думай плохое , Нюра... Запевка Вуз открыл Кучи яку глаза на многое. Теперь он по-настоящему глубоко понял мир, законы развития общества. Он узнал , что все материальные и духовные ценно сти на земле созданы людьми труда. Бы вая на литературных вечерах и в театрах столицы, он чувствовал себя путником, утоляющим ж аж ду из чудесного, только что открытого им родника русского и с кусства. По зднее он писал о вечной любви к ис кусству: И я навеки покорен тобой, К тебе, как все , стремлюсь я сердцем тоже. Мы связаны теперь одной судьбой И жизнь свою разъединить не сможем. На его ,родном Алтае в то время не бы ло письменной художественной литерату ры, если не считать нескольких нраво учительных басен, написанных в конце прошлого столетия священником Михаи лом Чевалковым. В народе были широко распространены лишь одни устные произ ведения: сказки , былины, песни. 'Кучияк начал свою литературную д е я тельность с поэмы. Он шел от народной песни, от былины. Первыми слушателями молодого поэта были его товарищи по университету. П о эма волновала их: в ней рассказывалось о том, чем ж ил Алтай в то время, о борьбе за достоинство женщины, за ее равнопра вие в обыденной жизни, за ее участие в разрешении общественных и государствен ных дел . Д евушка Арбачи была насильно, в порядке уплаты задолженности, отдана отцом замуж за ш естилетнего байского 'Я н а . Бай Дябы рассуждал : В удет работать бесплатно она, А сын возмужает, пусть сам решает, К ак ая нужна ему будет жена . Овекор и свекровь заставляли сноху вы полнять самую тяж елую работу и за к аж дое малейшее ослушание истязали ее. На работе тяж елой растрачены силы, Юность, радость , веселость сгорели дотла. Той порой подрос муж , стал настоящим женихом и взял себе молодую жену, а Арбачи — «кость обглоданную , пустую — спровадил обратно в аил отца». Отец с матерью прогнали дочь назад, на байское стойбище. Арбачи попыталась найти защ и ту у зайсана, но родовой старшина при грозил ей плетью . Н ачалась граж данская война. Арбачи у с лышала имя Ленина: Ленин — радость рабочим, крестьянам. Ленин — счастье забитым рабам. Ленин — знамя, восстанье, борьба. Ленин — смерть кулакам и зайсанам. Ленин — смелый защитник бедных. Ленин — самый большой большевик. Ленин — мудр, Ленин прост и велик,. Ленин нас приведет к победе. Арбачи с отцовской винтовкой в руках пошла в партизанский отряд , «смело ш ага ла по вражьему следу», расплатилась за слезы и обиды и «помогла победе». К о г д а отшумели военнЭа годы, она «в л у ч шей шапке, в лучшем чегедеке, как на праздник», приехала в Улалу на «съезд победителей , с ъ е зд свободных, беднейших алтайцев съезд» . Прослуш ав поэму, товарищи по универ ситету посоветовали автору послать ее в Улалу, в областной отдел народного об разования. Он так и сделал , думал, что к его приезду на летние каникулы 1928 го да поэма будет издана. Н о -летом, вернув шись в свой областной город, он узнал, что его рукопись потеряна. Спустя четыре года , К учи як снова напи сал эту поэму. Она издана, и мы везем е е с собой. Автор читает е е на колхозных собраниях и в сенокосных бригадах. Всю ду поэму слушают внимательно, а потом начинают вспоминать девушек, судьба ко торых была похожей на судьбу А-рбачи. — Тяжела была жизнь, — говорила по ж илая алтайка в одном колхозе. — Вот так ж е тяж ела , к ак жизнь Арбачи. Т е перь люди стали забывать о той жизни, а в книжке прочитают — все вспомнят. — Я жила у бая в батрачках, — вспо минала доярка в другом колхозе. — Как Арбачи, девочкой пасла овец. Снег упадет, а я все босиком хожу за отарой... Арбачи была близка сердцу слуш атель ниц потому, что Кучияк правильно пока з а л тяжелую , бесправную долю дочеря бедняка до революции и столь ж е верно наметил ее путь при власти советов. «Арбачи», первая поэма в алтайской ли тературе , бЯла для Кучияка хорошей з а певкой. С юртой-передвижкой iB Коммунистическом университете т р у дящихся Востока Павел Кучияк учился четыре года. После возвращения в родные края он был назначен руководителем красной юрты-передвижки. У него был небольшой отряд культурных работников, специалистов: учитель, агроном, врач и киномеханик. О работе этого отряда и о деятельности самого Кучияка писал С. Кожевников в статье «Первые етрани ■ цы алтайской литературы»: «Они ездили по самым отсталым айма кам, делали прививки, организовывали колхозы и читали доклады : о гигиене и земледелии, о методах социалистического труда и советском праве. О тряд п о к а зы в ал фильм, учреждал пункты ликбеза, бо ролся с суевериями, родильной горячкой и байской агитацией. Юртой-передвижкой Павел Кучияк р у ководил два года . Это была тяжелая ра-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2