Сибирские огни, 1947, № 1

«Вы лопали в руки антихриста ...» . А дома бр ать я о тц а застави ли меня, вм есте с н и ­ ми, уйти в горы и скры ваться в течение многих месяцев ...» . Э т а д в а К учи як с ч и т ал чернйми днями своей ж изни и в теч ени е д вух д е ся ти л е ­ тий с во ей преданностью в еликом у д елу нашей Родины , своей общ ественной д е я ­ тел ьн о стью и вдохновенным слотом поэта- зги т ато р а с тар ал ся искупить свою вину. Он, левей, новой Ойротии, безусловно , ис­ к у п и л ее. Работая н ад повестью «А за-Я лан» , Ку- чиях вспоминал с в о е прош лое: в обр а зе пастуха К е р е к -й о к есть черты автора . О б ­ манутый баем , беж авшим в Монголию , К е р е к -й о к с оруж и ем в руках охранял его табуны и д а ж е вступи л в п ер ес тр ел к у с парти занами . Руководимы е вы сокими ц е л я ­ ми братства тр у до во го народа , партизаны , к уди влению К е р е к -й о к а , «приветливо о б ­ ращ али сь» с ним. К е р ек -Й о к д о л го не понимал, почему эти лю д и счи таю т е го своим, почему они прости ли ему е го вы стрелы . Он внима­ тел ьн о вслуш ивался в к аж д о е слово . Ему х о т ел о с ь понять , что о б ъ ед и н я е т их — ал т ай ц е в и русских , — что застави ло их б р о си т ь дома и семьи , уйти в горы , гд е к аж ды й кам ень у гр ож а л смертью» . К о гда он понял это , он вы ступил про ­ тив баев, органи зовал колхо з , стал а к ­ ти вны м строителем социалистического о б ­ щ ества . Это — п у ть , которым шел сам П а в ел К у чи я к . Враги новой ж и зни не раз напоминали е м у о е го черных днях и, в своих п а к о с т ­ ных цел ях , всю ду говорили об ошибках е г о м олодости и пы тали сь снова привлечь его , теперь человека широко известного , на свою сторону . Он о т веч ал им, к ак б о ­ ец . сильными ударами своих рассказов , в ко торы х р а зобл ачал подрывную д е я т е л ь ­ н о сть баев , бывших бандитов , бурж уа зны х национ алистов , пробравшихся в колхозы . В областной г а з е т е он пи сал : «М ое перо , моя ж и зн ь , мой т ал ан т при ­ н а д л еж а т партии и прави тел ьству . Я б у ­ д у работать т ак , что к аж д о е мое слово б у д е т беспощ адно р а зи ть врагов народа— б у рж у а зны х националистов» . Э то звуч ало , к а к к л я тв а . И он с честью вЕЁполийл е е на протяж ении всего своего пи сат ел ь с к о го п ут я . В М оскву Мы о тклон и ли сь от н аш е го маршрута, чтобы в з г л я н у т ь на т о м есто , г д е жил К у чи я к в 1922— 1925 г г . Н а л уж а й к е , з а ­ росшей розовым кипреем , во зл е быстрой и с ветлой речки мы увидели серую от вре­ мени, полусгнившую и збу . Оиа бы ла в рост человека . В низкие , маленьки е о т ­ в ер с ти я пусты х окон , к а к в гла зницы з а ­ бы то го черепа, проросла тр ав а . О дна по ­ ловина крьгши была давно сброш ена в е т ­ ром, др у г ая о с т а в ал а с ь на м есте . О ттуд а , тр ев ож н о посвисты вая , вы рвали сь л а с т о ч ­ ки, и мы услыш али слабый пи ск птенцов. К у ч и я к обрадовался : — Л ас то ч ки все ещ е ж и ву т в моей и з ­ б е : хорош о мне будет! Я вспомнил с таро е алтай ско е поверье: пока л асточк а ж и в ет у дымохода , сем ей ­ ный очаг не бу д ет покинут счастьем . Л ас то ч к а др уж и л а с первыми людьми, — она принесла им о гонь и з -п о д земли. К о гд а л ет ал а за ним к грозному Эрлику , опалила себе перья . Э рлик увидел , что она украла у него из оча га сам ую хоро ­ шую искру , вы беж ал и з своей чугунной юрты и по гнался з а нею. Но , хотя он и бог, а л асточки догнать н е мог, р а сс ви р е ­ п е л и бросил в нее свой медный топор. Л ас то ч к а л етела очень быстро, и топор, е д в а настигнув ее , лишь вышиб и з хвоста средние перья. — С тех пор, — ска зал К у чи як с озоо - ной улыбкой в гла зах , — у ласточки хвост вилкой. А у людей с тех пор в юр­ тах .горит огонь. И гаси ть е го нельзя : кочевать будешь, угли с собой бери... Возле избы — ровная поляна, р асчи ­ щенная о т камней. Т у т v Кучи яка был огород . Он и е го ж ен а первыми в этой долин е стали выращивать картош ку , о г у р ­ цы, морковь. Они сеяли не т о л ь к о ячмень дл я толокна , но и пшеницу: Анна М ак си ­ мовна уж е тогда ум ела с тр яп а ть хлеб. Она учила этому искусству своих соседок . (Было раннее утро, и мы, чтобы но т е ­ рять дня, не стали расседлы вать лош адей и после нескольких минут, проведенных у старой избы, поехали в сторону хребта. К учи як почти ничего не у сп ел ра сск аза ть о том, к ак он ж ил в этой избе, какие книги читал, как и з религиозного фамати ка стал атеистом и куда д е в ал иконы, по д ар енно е попом Васильем и дедуш кой Кашнаем. Мы ш а л и только , что в 1923— 1924 гг. он работал секретарем комитета бедноты , а следующ ие два года был чл е ­ ном президиума сельсовета . Эти переломные годы в жизни б у д у щ е ­ го поэта остаю тся почти неизвестными , а, м еж д у тем, они пр едставляю т большой интерес : в это время К учи як формировал­ ся, к а к советский человек и будущий о б ­ щественный деятел ь . Осенью 1925 года к ;Кучи яку приехал один из работников облисполкома и с к а ­ зал , что его решено отправить в Москву , в Коммунистический университет т р у д я ­ щихся Востока. — Н а четыре года? — удивился К у чи ­ як . — А как ж е семья? Ведь у меня трое детей . — Будем помогать, — заверил о б л а с т ­ ной работник. Анна Максимовна не зап л акал а , н е в о с ­ противилась этому . Б дом е е е о тц а не р а з останавли вались ученые, иссл едователи А лтая , и она, услышав , что е е м уж бу д ет ученым, обрадовалась : — П о е зж ай , — ск а з а л а она. — А мь! т у т проживем ... И т о л ь к о потом, ко гд а уж е все было решено, смущенно спросила: — Ты не бросишь нас, ко гд а выучиш ь­ с я ? Н ет? Я в ед ь тож е немнож ко учена ,— книж ки читать могу: тебе с о мной не буд ет стыдно ни в деревне , ни в городе—

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2