Сибирские огни, 1947, № 1
до конца эту загадочную книгу. Но им не позволяли отходить от вагонов. Их привезли в белорусские леса. Там оми рыли окопы, строили блиндажи. Он научился многому, узнал жизнь. Н а учился ценить и измерять время по ча сам. Раньше он, следуя обычаям стариков, ■пользовался иными измерителями: «пока чайник кипит», «пока старуха трубку к у рит», «пока мясо варится». Теперь он р е шил, что посла войны обязательно купит себе такие ж е часы, какие у офицера в кармашке. Офицер говорит, что их можно иметь всякому, у кого есть деньги. К у чияк продаст корову, но часы обязательно купит. И ещ е он купит себе такую ж е книжку с чистйми листами, к а к у того же офицера, и будет писать в ней к аж дый день. А что он будет писать? Песни будет записывать, чтобы помнить и знать всегда. Ведь алтайская песня — мотылек: не успеешь поймать — улетит и исчезнет бесследно. Вот он и будет ловить песни: какую услышит — запишет, сам сложит — тож е запишет. И через несколько лет у него будет книга, какой не было и нет ни у кого... Через год он вернулся домой. Ж ена опять ска зал а ему, что она не будет жить в лесу, и, на этот раз, он охотно согласился с нею. Они решили переселиться в деревню. Чепош Когда-то по берегу Катуни ехал алтаец з Чемал. Д ень был жаркий, и всаднику з а хотелось пить, но берега у Катуни обры-* вистые: спускаться к воде трудно. Одну трубку выкурил по дороге, другую , а н а питься все негде. Но вот на его пути легла маленькая серебряная речка. Вода холодная и вкусная, как в ручье возле вечных снегов. На другой день алтаец поехал из Нема ла домой. И опять захотел пить. И опять ему было лень спускаться к Катуни. Ж д а л речку с холодной и вкусной водой. П одъех ал к знакомому месту, а речки уж е нет, — высохла вся до капли. — Чепош! (Вот т е на!) — удивился а л таец. Через некоторое время на этом месте поселились русские и первые крещеные алтайцы. Деревню стали звать — Вот те на (Чепош). П ав ел с женой поселились в Чепоше. Они срубили избу на краю деревни, поса дили огород. Они хотели быть иными людьми, чем были раньше, но их жизнь того времени могла бы служ ить ярким подтверждением цепкой силы привычек, приобретенных с детства , к ак бй всосан ных с молоком матеря. Прошло два года со дня их свадьбы , а они все еще ни р а з у не назвали друг друга по имени: сты дились нарушать этот дикий и непонят ный обычай древности. Приготовив обед, Анна Максимовна, обычно просила сестру своего мужа, которая жила с ними: — Позови того человека... А Павел обращался к жене крикливо: — Эй, ты!., женщина!.. Под высоким берегом плескалась бурная- Катунь . Во время ветра глухо щумел сос новый бор, подступивший к самым огоро дам. По утрам, заглуш ая пение петухов ка скалах кричали кураны — горные коз-' лы. Б удто это совсем не деревня, а д а л е к а я лесная долина. Но Кучияку в то вре мя Чепош казался большим и шумным, как город. Ж и знь в деревне — «на лю дях» — угнетала его, и он стал говорить жене: Тяжело зд есь жить: шуму мною , д а ж е голова болит... _ Анна Максимовна уговаривала мужа,, хвалила деревню, но он настаивал «а своем. Через год они продали избу и- уехали в долину Верхний Чепош, где в то время жили одни кочевники. Через двадцать лет Кучияк написал стихи, в которых говорилось о Чепоше того времени: Преж де мне все зд есь знакомым было , Тогда ты печальным был и уныль?м, Птицей израненой и бескрылой Народы твои были с давних пор. Бывало — тьма наступает ночная. Церковный колокол запевает, И звон колокольный, как яд, проникает В темную грудь окружающих гор. И шли, словно пленники, тропинкой горной, Словно преступники — зло и покорно; В ж алкой о д еж де , не пав на колени, Люди беззвучно шептали моленья. И, хотя в то время К учи як сам шептал молитвы, не чувство благоговения, а чув ство бесправия и печали переполняло его душу. Он был пленником. И не зн ал , когда вырвется из этого плена. Черные дни Он не любил вспоминать о том време ни, — стыдился своих ошибок, но никогда не утаивал их. В конце 1919 года большая часть А л тая была освобождена от колчаковцев партизанскими о’грятщми. Но белогвардей цам, путем о бм ан а , ' удалось привлечь на свою сторону значительное число негра мотного и запуганного кочевого населения, неумевшего в то время разбираться в по литических событиях. В руках белогвар дейцев все еще находился Чуйский тракт , по которому они отступали в Монголию. Они забирали а окрестных долинах всех лошадей, которых можно было запрячь в сани или заседлать . Кучияк попал в обоз. П о зднее он писал об этом: «Куюмокая сельская управа назначила меня обозником к отступающим белым от рядам. С половины пути в Монголию шел уж е , как рядовой — с винтовкой. В а п реле 1920 года в Кош-Агаче сдал ся ч а стям Красной Армии. В Онгудае поп Кон стантин Соколов вел среди нас агитацию:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2