Сибирские огни, 1947, № 1
хозяин все чище я чаще заводил с ним •беседу на однгу и т у оке тему. П о большим праздникам при езж ая де душ ка Каишай, спрашивал: — ЙК нйги читать , балам, еще не на учился? Л о т Василий отвечал за него- — Некрещеным мниги 'читать господь не дозволяет, — разума, не дает . •Весной, к о гд а вода стала теплой, й т - К у л ак согласился креститься , но поп Ва силий неожиданно! ска з а л ему: — Теперь нельзя ... Ты немножко п о дожди ... — И погрозил мальчику п ал ь цем . — Но никому не говори... Вскоре Б о ф а к отправился в объ езд церквей своего благочиния. Василий Ала- т а е в и тот ж е ден ь с к а зал пастуху : — Теперь можно... М альчика повели в церковь , где уже с то ял а большая кад к а с водой. Священник радовался , — в его ведомо с ти прибавлялся ещ е один новокрещеный. Скоро и он, Василий Апаяаев, тож е п олу чит миссионерскую з в е зд у . З а гл ян у в в святцы , он объ явил маль чику: — Ангелом твоим бу д ет П авел ... Сам апостол Павел ... А по батюшке ты- б у дешь , — ои подумал о себе , — В асилье вичем... Дома он посадил новокрещ еннаг о за с то л рядом с собой, благословил трапезу: — Ну, П а в ел Васильевич , кушай во славу божию ... М альчик оглянулся . В комнате больше иикого, кроме попадьи, н е было. Попадья, заметив его растерянность, подтвердила , ч то отец Василий обращ ает с я к нему: — Теперь тебя по-собачьи звать! не б у дут, — сказала она. — Теперь ты чело веком стал... М альчик понял, что П а в ел Васильевич это не какой -нибудь бородатый чемаль- ский крестьянин, а он, внук Кашшаи, внук Шонкора, и ему с тал о обидно, что у него отобрали имя, которое он любил и ко то рое ему к азало сь неотделимым .о т него. Ч т о подумает о нем дедуш ка Шоикор? Наверное буд ет ругать его т ак ж е , к ак р у г ае т Капшая, не д а ст потрогать топшу р а и сам не ©поет ему «и одной (сказки. П оп Василий сказал : — Осенью отдадим тебя а школу ... К свету приобщаться... П оп адья подарила ему синюю рубашку и полосатые брюки, но д аж е э т о не об радовало мальчика . Научиться читать кни ги — это было заманчиво, но мальчик вспомнил, что книги не уберегли отца от злых духов — кермесов, и ужаснулся. Ои сбеж ал к дедуш ке Кашпаю. Н о дедуш к а ска зал ему; — Русский бог сильнее всех кермесов... Осенью старик снова привез внука в Чемал: — Будеш ь , П авел Васильевич, учиться книги читать... И маленький К учи як с е л за парту о д ной из школ Алтайской духовной миссии. На ложной тропе Ш кола понравилась ему. Каждый день, проведенный в ней, походил на путеш ест вие ,в неизвестном. М альчик у зн авал мно г о нового. Оказалось , что есть на свете реки больше Катуки, что есть моря и го рода и что л ев встречается не только в сказках , но и, в самом деле , ж ивет г s e - то в ж арких странах. Раньше мальчику т в о р и л и : у кабарги потому белы е пятна, что ее обрызгали молоком, у коровы по тому копыта раздвоены , что она хотела растоптать звезду . Теперь его поучали: — Такими их господь бог сотворил. Горы, лес , цветы — все э т о выдумал «русский бог», (Все «он сотворил». Так юного путешественника bi неизвест ное толкали н а неправильную тропу. Есть такие трапы высоко в горах. Они заросли полярной березкой. Чем дальш е ид ет че ловек ,по такой тропе, тем заросши 'зее гущ е и гуще. Потом настоящая- тропа не заметно свертывает юуда-уо в сторону, а путнику к аж е тс я , что он все ещё идет по ней. В действительности ж е пе ред т ам — ложн ая тропа. Вскоре она исчезает, и человек начинает блуж дать по высокогорью, ищет , где бы ему ©пустить, с я в долину, и не находит ничего, кроме отвесных скал . Маленький К учи як ш ел по такой л о ж ной тропе. Ш ел и восхищался: — Какой хороший человек это т русский бог! И какой мастер придумывать и де л ат ь все!.. А попы не теряли время попусту. — Молись, — говорили они. — Молись богу и веруй, а то сойдешь с ума: Так ж е , к ак твой отец... М альчику хотелось ж и ть долго, и он каж дый день упрашивал бога сж алиться над ним и указать ему дорогу, на кото рой не угрожало сумасшествие. «Так, — писал он позднее. — в сердц е алтайско го мальчика попы разож гли сильное — до фанатизма — религиозное чувство». Это принесло ему немало вред а и по влекло за собой большие ошибки в жизни. П опы ему обещали: — Будеш ь священником. Отец П авел Кучияков!.. На охоте Много л е т спустя , о К учи яке говорили. — Топшур возьмет — певец, руж ье возьмет — охотник! Но охотником он был плохим. Д едуш к а Капшай заботился о том, что бы внук был хорошим охотником, и через два года после поступления а школу спросил его; — Научился книги читать? Молитвы — можешь? Ну и хватит... Он в зял внука с собой на осенний про мысел. iB тайге первое д е л о — добыть мяса, то есть убить дикого марала или, хотя бы, козла , а уж е потом приниматься за промысел белки , и, по приезде в таеж ную долину, гд е у (Капшая бы л старый
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2