Сибирские огни, 1947, № 1
себя закрывает. Но у кедровки память .хо рошая, — к аж дую осень к нему прилета ет и в се ореки уносит... Припомнил поверье: — У кого память плохая, то т голову кедровки сушит и с с|обой . носит.... Тогда помнит хорошо, только кричит громко... Заслушавшись , мы забыли про котел , н ад которым уж е давно клубился пар. В старой юрте З а сказками последовали воспоминания о детстве . Я не записал этих рассказов К учи яка но свежей памяти, — надеялся , что он сам напишет книпу о себе . Но Кутание успел написать только первые главы . Эти главы опубликованы в четвертой книге альмана ха «Сибирские огни», и я могу начать с того, чем закончил Кучияк чудесное по вествование своей жизни . Счастливая пора после перекочевки на летнее стойбище продолж алась недолго: в т о л ето стал «дуреть» отец . Это ваналось с того, что он объявил : — Люди — на небе... П о гляди те—лю ди. Окот пасут , костры разводят . Они там все звезды а кострах сож гут , по ночам б у д ет совсем темно. Кермесы ®сех людей задавят . .. Он noexawl к зэйсану; — Прогони людей с неба.. Зайсан расхохотался: — Араки поменьше пей. Н о Чочуш не был пьяницей. Он поехал к чемальскому попу. Священ ник д а л ему поцеловать крест , покропил больного «святой водой», но Чочуш про до лж ал утверждать: — Их все больше и больше ... П о всему небу — костры... В минуты просветления Чочуш то бил в свой шаманский бубен, то молился боро датому «Микуяаю», т о читал «Ж и тия с в я тых». Т ак продолж алось три года , на четвер тый — он убеж ал в горы и там умер. Т е л о его, исклеванное птицами, похоронили на отдаленной труднодоступной горе, что бы душ а не могла вернуться в юрту и в л есу не мешала бы охотникам. На всякий случай семья все я^е перекочевала на но вое место, а у входа в юрту мать поло ж ила топор: если душ а мертвого отыщ ет их и (вздумает войти в жилищ е — напо рется на стальное острие. Ч ерез несколько дней мать по звала ша мана. Собрались гости помогать живьем разрывать ж ертвенного коня. К о гда шкура коня была вздернута на березовую ж ерд ь — и подарок богу, а шаман, пьяный от араки и дикой пляски , повалился на зем лю , дяд я по матери, тож е пьяный, в зял мальчика за руку и ввел в юрту. Там из дымового отверстия была опущ ена вниз вершиной тоненькая березка . Мальчика по ставили во зле костра и косичиу его при вязали к в етке березки. Д я д я показал 1 ему новую, блестящую о т лака , деревянную чашку. Хорошая чашка! Н я у кого такой нет. И эту красивую покупку могут о т д а ть ему, если он ответит н а все вопросы и выпьет горячее сало , которым мать только что наполнила чашку до краев. Гости, сидящие вокруг очага, уж е зар а нее ухмыляДись. Д я д я спросил маленького И тЖ у л а к а : — К ак собака лает? — Га®, гав ... — ответил мальчик во весь голос . Он зиад , что если з а стеной юрты не услыш ат его ответ , то дернут за березку , к которой привязана, е го косичка. — К ак бык мычит? — продолж ал дядя задавать вопросы. М альчик ответил и даж е взбил ногой пепед возле очага. — А что, —• приступил д я д я к послед нему вопросу, — мы с теткой ночью д е лаем? Мужчины захохотали, женщины закрыли г л а з а руками. М альчик упрямился и молчал . Е го д ер нули за косичку. Т огда он заплакал . Он знал , что уж е не буд ет пить с ал а и что ему не о тд ад у т эту красивую чашку, в ему с тал о обидно. Гости, не дож ид аясь окончания ритуала, начали есть мясо жертвенной лошади. Мать упрекнула сына; — Я думала, что ты перейдешь во взрослые... Б ер е зку подергивали все сильнее и сильнее, я мальчик, чтобы не было так больно, ухватился за свою косичку. Тог д а поднялся дедушка, Каишай и с тал р у г ать всех — зачем они довели парнишку до сле з . Он достал нож из костяных но ж ен , болтавшихся у широкой опояски, и обрезал ветку, з а которую бы ла привязана косичка И т -К улака . М альчик вы беж ал и з юрты и спрятался в лесу . Ч ерез несколько лун на стойбище оправ ляли вторую свадьбу матери. Новый муж ска зал , что он не ж ел а е т видеть в своей семье сьша сумасшедш его Чочуша. И т -К у л ак понял, почему мать хотела , чтобы он скорее стал взрослым, понял,, что он — сирота- 'С этих пор он особенно полюбил, сказки о сиротах Боро -Чуде и Ю окузеке1. Оказавшись ;в одиночестве среди дремучего леса , Боро-Чуда во вр е мя большого пожара спас из огня змею. В благодарность змея сдел ал а так, что маль чик с тал понимать я зы к леса и рек, зв е рей и птиц. Сама птица 1 К ааи -К ередэ 2 пе реносила Сиротинушку, по его желанию , из долины в долину. Ю.скузек вырос в могучего богатыря, победил жадных б а е з и уничтожил злого хана К араты -каана. Установив на земле вольную жизнь дл я трудового народа, Сиротинушка женился на самой красивой девушке тор. Маленькому И т -К улаку хотелось нам учиться понимать язык леса , язык зверей и птиц, хотелось вырасти богатырем и установить такую жизнь , чтобы никто не смел обижать сирот. 1 Ю с к у з е к—с и р о т и н уш к а . 2 К а а н - К е р е д э—ц а р ь - п т и и а .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2