Сибирские огни, 1947, № 1
лагерю своих врагов. Наоборот, он под черкивал общественное значение его по эзии, его страстность, «суровую энергию» -orb стихов. Добролюбов это делал не только потому, что видел в Тютчеве пер воклассный талант, а потому еще, что яс но осознавал большое общественное зна чение его поэзии. В советской поэзии были поэты, кото рые, пользуясь темами природы, создава ли произведения, далекие от народной жизни, уводящие читателя а сторону от активного сотрудничества со временем, к мелочному копанию в собственных ощу щениях « ощущеньицах. Но были и есть у нас поэты, которые наполняют тему природы «суровой энергией», «вопросами нравственными, интересами общественной .жизни». Например, поэзия Багрицкого в той своей части, где говорится о природе, так же активна, романтически ярка, намаг ничена бодростью и силой, так же. об щественно-значима, как в ' той части, где творится о советском обществе, о совет ских людях — «механиках, чекистах, ры боводах». Если в самых общих чертах выразить эволюцию Ильи Мухачева, его творческое движенье от первых книг до стихов по следних лет, то мы должны будем ска зать: эволюция эта, движенье это шло по пути преодоления абстрактно-созерца тельного любования природой родного края к действенному поэтическому позна нию его, или, выражаясь словами Добро любова, оно шло от «уловления мимолет ных впечатлений» к «суровой энергии» и «глубокой думе». МЯ не склонны думать, что Илья Мухачев достиг в поэзии тех горных вершин, которые так милы его ■сердцу поэта-пейзажиста. Мы не хотим о стихах поэта говорить, как о чем-то совершенном и законченном. Речь идет о большом этапе творчества поэта. Речь идет о принципиально-важном, характер ном для этого творчества. За плечами Ильи Мухачева двадцать лет хорошей работы. Это значит, что большой путь пройден, но поэт поирежне- му в пути, в движенья и ориентир, кото рый он выбрал для себя — горные вер шины — заставляет его неустанно взби раться вверх по кручам, по вьющимся тропинкам, не зная остановок в пути. И «Горные долины»1 — большой, но все же этап на пути к горным вершинам. НйИе, о последних произведениях, Илья Мухачев умеет подчинить все компоненты стиха основной идее произведения. Таковы циклы «Долина зерна», «Все для победы». В стране тайги, Где нависает хвоя Темна, колюча, широка, Все для победы — Выстрел зверобоя, Глубокий невод рыбака! X Тан называется сводный сборник из разных книг поэта. ОГИЗ . Новосибирское Областное Го сударственное Издательство, )Й7 г. В стране тайги, Где так пестра природа. Трава долин густа, сочна, Все для победы — Думы скотовода, Заботы, зоркость чабана! И в заключенье: В стране тайги, Где по студеным рекам Обвалов слышатся грома, Все для победы — Водя человека, Движенье мысли, жизнь сама! Это энергичные шейные стихи поэта, который остался верен себе, своей теме, своим образам, и .вместе с тел: вышел к большому читателю. Илья Мухачев в последних своих стихах показывает советских людей-тружеников, долины зерна, зверей,- пушнину, недра., на ходящиеся .во власти советского человека. Английский поэт Редьярд Киплинг и его последователи 'прославляли человека, ко торый командует природой, они воспели его упорство, его мышцы, его волю. Пафос волюнтаризма, .преодоления опасностей свойственен' был этим поэтам. Но эта по эзия в корне отлична от нашей советской поэзии. В советской поэзии .воспеваются не сами по себе человеческие бицепсы, не само по себе желание и .умение преодоле вать трудности, нет, — а ней воспеваются такие .волевые качества .в человеке, кото рые направлены .на борьбу с силами при роды, и, что важно, на. победу наших со циалистических начал над началами капи талистическими. Советские люди, в труд ных условиях крайнего севера или горных перевалов работают на благо родины — проводят электричество, радио, приносят с собой культу-ру, борются с неграмотно стью. Воспезаиие такой .воли, такого рода упорства в преодолении трудностей нахо дим мы в советской поэзии, в принципе, в основе своей коренным образом отличаю щейся от поэзии империалистических бар дов. В стихах и поэмах Ильи Мухачева, в лучших юз них, эта особенность совет ской поэзии выражена весьма ощутимо, ярко. Правда, нельзя утаить и того, что в раде .произведений1Ильи Мухачева та ежная, могучая природа дана более кра сочно, более убедительно, чем наступаю щая на нее .воля советского человека. 1!ослед'ний мотив звучит у Ильи Мухачева не всегда убедительно, зачастую чисто де кларативно. Любить, мой друг! Любить всегда Родную землю, горы эти, Где синева, деревья, ветер, Где по долинам города .Нам строить лучшие не свете. Любит Илья Мухачев лаконический стих. Ему мила лирическая миниатюра — 12—'16 строк, часто без названия. Стих.» его, ввиду тематического и образного единства, легко складываются в циклы. Часто Илья Мухачев использует образы народной поэзии. Ритмический склад ча стушки естественно .входит в стихи Ильи Мухачева:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2