Сибирские огни, 1947, № 1

лагерю своих врагов. Наоборот, он под черкивал общественное значение его по­ эзии, его страстность, «суровую энергию» -orb стихов. Добролюбов это делал не только потому, что видел в Тютчеве пер­ воклассный талант, а потому еще, что яс­ но осознавал большое общественное зна­ чение его поэзии. В советской поэзии были поэты, кото рые, пользуясь темами природы, создава­ ли произведения, далекие от народной жизни, уводящие читателя а сторону от активного сотрудничества со временем, к мелочному копанию в собственных ощу щениях « ощущеньицах. Но были и есть у нас поэты, которые наполняют тему природы «суровой энергией», «вопросами нравственными, интересами общественной .жизни». Например, поэзия Багрицкого в той своей части, где говорится о природе, так же активна, романтически ярка, намаг­ ничена бодростью и силой, так же. об­ щественно-значима, как в ' той части, где творится о советском обществе, о совет­ ских людях — «механиках, чекистах, ры­ боводах». Если в самых общих чертах выразить эволюцию Ильи Мухачева, его творческое движенье от первых книг до стихов по­ следних лет, то мы должны будем ска­ зать: эволюция эта, движенье это шло по пути преодоления абстрактно-созерца­ тельного любования природой родного края к действенному поэтическому позна ­ нию его, или, выражаясь словами Добро­ любова, оно шло от «уловления мимолет­ ных впечатлений» к «суровой энергии» и «глубокой думе». МЯ не склонны думать, что Илья Мухачев достиг в поэзии тех горных вершин, которые так милы его ■сердцу поэта-пейзажиста. Мы не хотим о стихах поэта говорить, как о чем-то совершенном и законченном. Речь идет о большом этапе творчества поэта. Речь идет о принципиально-важном, характер­ ном для этого творчества. За плечами Ильи Мухачева двадцать лет хорошей работы. Это значит, что большой путь пройден, но поэт поирежне- му в пути, в движенья и ориентир, кото­ рый он выбрал для себя — горные вер­ шины — заставляет его неустанно взби­ раться вверх по кручам, по вьющимся тропинкам, не зная остановок в пути. И «Горные долины»1 — большой, но все же этап на пути к горным вершинам. НйИе, о последних произведениях, Илья Мухачев умеет подчинить все компоненты стиха основной идее произведения. Таковы циклы «Долина зерна», «Все для победы». В стране тайги, Где нависает хвоя Темна, колюча, широка, Все для победы — Выстрел зверобоя, Глубокий невод рыбака! X Тан называется сводный сборник из разных книг поэта. ОГИЗ . Новосибирское Областное Го­ сударственное Издательство, )Й7 г. В стране тайги, Где так пестра природа. Трава долин густа, сочна, Все для победы — Думы скотовода, Заботы, зоркость чабана! И в заключенье: В стране тайги, Где по студеным рекам Обвалов слышатся грома, Все для победы — Водя человека, Движенье мысли, жизнь сама! Это энергичные шейные стихи поэта, который остался верен себе, своей теме, своим образам, и .вместе с тел: вышел к большому читателю. Илья Мухачев в последних своих стихах показывает советских людей-тружеников, долины зерна, зверей,- пушнину, недра., на­ ходящиеся .во власти советского человека. Английский поэт Редьярд Киплинг и его последователи 'прославляли человека, ко­ торый командует природой, они воспели его упорство, его мышцы, его волю. Пафос волюнтаризма, .преодоления опасностей свойственен' был этим поэтам. Но эта по­ эзия в корне отлична от нашей советской поэзии. В советской поэзии .воспеваются не сами по себе человеческие бицепсы, не само по себе желание и .умение преодоле­ вать трудности, нет, — а ней воспеваются такие .волевые качества .в человеке, кото­ рые направлены .на борьбу с силами при­ роды, и, что важно, на. победу наших со­ циалистических начал над началами капи­ талистическими. Советские люди, в труд­ ных условиях крайнего севера или горных перевалов работают на благо родины — проводят электричество, радио, приносят с собой культу-ру, борются с неграмотно­ стью. Воспезаиие такой .воли, такого рода упорства в преодолении трудностей нахо­ дим мы в советской поэзии, в принципе, в основе своей коренным образом отличаю­ щейся от поэзии империалистических бар­ дов. В стихах и поэмах Ильи Мухачева, в лучших юз них, эта особенность совет­ ской поэзии выражена весьма ощутимо, ярко. Правда, нельзя утаить и того, что в раде .произведений1Ильи Мухачева та­ ежная, могучая природа дана более кра­ сочно, более убедительно, чем наступаю­ щая на нее .воля советского человека. 1!ослед'ний мотив звучит у Ильи Мухачева не всегда убедительно, зачастую чисто де­ кларативно. Любить, мой друг! Любить всегда Родную землю, горы эти, Где синева, деревья, ветер, Где по долинам города .Нам строить лучшие не свете. Любит Илья Мухачев лаконический стих. Ему мила лирическая миниатюра — 12—'16 строк, часто без названия. Стих.» его, ввиду тематического и образного единства, легко складываются в циклы. Часто Илья Мухачев использует образы народной поэзии. Ритмический склад ча­ стушки естественно .входит в стихи Ильи Мухачева:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2