Сибирские огни, 1947, № 1

совсем иной, диаметрально-противополож­ ный только что приведенному смысл. При­ верженность Ильи Мухачева к своей теме сильна, но это не значит, что стихи сто не интересны для читателей иных об­ ластей и краев нашей советской родины. «Я знал одной лишь думы власть» — мо­ жет вослед за нашим великим поэтом сказать о себе Илья Мухачев, поэт-одно­ люб, в пределах одной темы нашедший много оттенков и звучаний. Читая Илью Мухачева, чувствуешь, что поэт водит своего читателя по Алтаю, по Сибири, как хозяин водит гостя по своему городу или деревне. 1Он показывает и гордится. И читатель непроизвольно, не чувствуя «экзотичности» самих названий и имен, привыкает к ним, сживается с ними. Катунь, Бийск, Ело-река. долина Онгу- дая, Бия, Белуха, Чаган-Узун и многие другие названия крепко вошли в стихи Ильи Мухачева, придают им особое зву­ чанье, особый, только им присущий коло­ рит. В стихах поэта — природа гор и до­ лин. Ир» этом Илья Мухачев не любит говорить «вообще» о горах и «вообще» о долинах. Его пейзаж — конкретен. Описы­ вая горы, Илья Мухачев говорит с точ­ ностью исследователя-краеведа: Здесь годятся медведь. Когда он пробирается тайгою, Вослед ему цветы летят пургою. Хрустят колоды, слышатся обвалы... Порой здесь появляются маралы Между поджарых елок, точно в рамп, Покачивая синеву рогами. И далее: Пройдись травой: везде барсучьи норы, Бурундука дорога столбовая... Поэт энает название каждой травка, растущей в его краю, повадки каждого зверя. И это придает его стихам особую достоверность, особый аромат; порой за строками Ильи Мухачева, в их подтексте читатель видит рисунок-пейзаж или чело­ века, гили одновременно и пейзаж и чело­ века на нем. Старатели, строители, охот­ ники, рыбаки, люди советской Сибири, большевики-преобразователи и победители природы — вот герои стихов и поэм Му­ хачева. Им посвящает поэт свои произве- дения^ Характерно, что попав «желанным го­ стем» на Кавказ, поэт думает все о том же — о родном Алтае. По пути я кланяюсь недаром Незнакомым трепетным чинарам, Потому что рос в горах Алтая И навеки полюбил природу, Там Белуха, солнцем залитая, Мне дарила ледяную воду. При «где кавказских гор Мухачев вспо­ минает самую высокую среди алтайских гор — Белуху. Поэт-однолюб верен себе. Это говорит о силе его привязанности к родной земле, к краю, где он вырос г живет поныне. Но в то же время такое отношение поэта к местам, где довелось ему побывать «желанным гостем», таит в себе и существенный недостаток, является вместе с тем и слабостью поэта. Дейст­ вительно, если обратиться к примеру 'На­ ших великих поэтов, то 'можно увидеть у них одновременно; отличное знание свое- • го края и в то же время пристальное, внимание к другим народам, к другим краям и странам. Так, Пушкин, глубоко- зная Петербург, Москву, Россию средней йолосй, вместе с тем отлично передавал природу и быт Кавказа, Крыма. Молда­ вии, Урала... В стихотворении «Поклон», о которо.» мы только что заговорили, проступили и сильные и слабые стороны Ильи Мухэ- чева. Поэт понял, что только в близких его сердцу темах, а именно в темах, свя­ занных с природой и людьми советского Алтая, он способен развернуться по-на­ стоящему. Иными словами, Илья Мухачев чувствует силу свою только тогда, когда говорит о пережитом, о виданном и про­ чувствованном. Горький проникновенно написал о том, что же это такое тема поэта, писателя, художника. «Тема — это идея, — пишет Горький, — которая заро­ дилась в опыте автора, подсказывается ему жизнью, но гнездится во вместилище его впечатлений еще неоформленно и. требуя воплощения в образах, возбуждает в нем позьгв к работе ее оформления». Здесь — у Горького — тема и идея мыс­ лятся как неразрывное единство. В своем опыте, «во вместилище» своих впечатле­ ний Илья Мухачев находит темы, которые ценны и интересны сегодня советским людям и которые сами по себе дают по­ этический материал для раскрытия вели­ чия советского строя жизни не только в России средней полосы, но и в террито- риально далеких от Москвы бывших цар­ ских окраинах, в массах советских людей, rioflHHTbfx социализмом к творческой жизни. Обращаясь к воле советского человека, пришедшего на Алтай, поэт говорит: Будь, как сталь, тверда ты. Чтобы под ногами Сизый, ноздреватый Рассыпался камень! * Чтоб для жизни встало. Вспыхнуло, забилось Все, что здесь дремало. Все, что здесь таилось. Так звучит у Ильи Мухачева песнь з честь природы, раскрывающей свои недра не в силу присущей ей припвычвд «быть доброй» (наоборот, природа таилась, дре­ мала прежде), а потому, что ее заставил раскрыться на благо народа советский че­ ловек. В другом стихотворении («Старатели») происходит, примерно, то же самое: Откинув зеленое пламя хвои, Тайга ^скрывает 'все клады свои. И все потому, что над зыбью воды -— И мысли, и мускулы наши тверды.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2