Сибирские огни, 1947, № 1

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОРТРЕТЫ Лев ОЗЕРОВ О С ТИХАХ ИЛЬИ МУХАЧЕВА Е сть на свете повты-однолюбы. Э то лю ­ ди , привязанные с детских л ет к одному ■определенному краю, к одному, полюбив­ шемуся ям с отрочества, характеру д е я ­ тельности. Порой о таких лю дях го во ­ рят: «односторонние они», «однобокие». Привязанность к одному краю, к одному определенному характеру работы действи ­ тельно мож ет вы глядеть и односторонно­ стью . Э то в том случае , если поэт замы ­ кается в уэко-цеховые, профессиональные понятия или, как говорят, з а деревьями не видит леса . Стоит ли доказы вать , что в произведениях такого стихотворца м й не найдем больших, существенных д л я всех советских людей, проблем. Местное, об ­ ластное е го интересует лишь с этногра­ фической, а не с социально-исторической точки зрения. Но есть поэты, — и к ним мы причисляем Илью Мухачева, — к о то ­ рые при своем тематическом постоянстве, при многолетней верности одной теме, о д ­ ному краю , одним героям , умеют в то ж е время ставить в своих стихах важные , с у ­ щественные дл я всех советских людей вопросы. У него мы находим пристрастие к этнографическому, интерес к его посто ­ янным героям — людям Алтая , к их обы ­ чаям и нравам, к образу их жизни и пес­ ням, но в то ж е самое время И лья Муха- чев дает социальный, исторический смысл сшисШаем-ых обычаев и нравов, и зображ ае ­ мой жизни и быта. «Экзотика» Алтая сама по себе Илью Мухачева но интересует. Своеобразие быта, отлично знакомого ему, характеры людей, тож е хорошо ему знакомые, поэт показывает в своих стихах и поэмах в той мере, в какой это ди кту е т ему о с ­ новная, ведущ ая и д ея его творчества. А идею эту в нескольких словах можно оп ­ ределить -гак: И л ь я Мухачев показывает, как начала советского общ ежития , вели ­ кие преобразовательные дела социалисти­ ческого общ ества входят в бы т гор, до ­ лин и тайги. И поэт при этом не играет в мнимую «объективность» . О н поет, он приветствует торж ество советских , соци а ­ листических начал в жизни Сибири, в жизни А лтая . И лья Мухачев не хочет быть равнодуш ­ ным: великое наступление армии строите лей и преобразователей природы на сне­ га, на тайгу, на глухомань р адует его. И, что особенно важно отметить, это наступ­ ление дано поэтом, к а к необходимый вы­ вод и з размышлений е го н ад судьбой края, над судьбой его людей, над судь бой природы. Таким образом покорение природы Сибири, доблестный труд совет­ ских людей дается Ильей Мухачевым не вне любования могучей силой и красотой этой природы, а именно в связи с ними. Красота природы тем хороша, что она освящена, и освещена красотой труда со ­ ветского человека-победитедя. Соединение могущества природы с величием челове­ ческого труда и является для Ильи М у ­ хачева истинной красотой. Она. красота эта, раскрывается человеку, а таким об разом и поэту, в напряженные моменты труда , ко гда работа спорится, когда сам человек не только вдохновлен своей ггобе дой над силами природы, но и обн ару ­ живает в себе самом огромные силы, д у ­ шевные богатства, дремавшие в нем прежде, до революции. В программном для И лья Мухачева стихотворении «Человек» (1934 г .) об этом сказано достаточно четко и убедительно-- Опять иду тропой, лесами. Душистые в начале дня. Фиалки синими глазами Пугливо смотрят -на меня. Почуяв запах незнакомый. Опустилась -выдра в водое-м, Ей чудятся раскаты грома В движенье, в голосе моем. А я свободно этой глушью И ду — и тем душ а горда: Я — человек , и мне послушны Растенья , звери и вода. Прочитав в с е книги, изданные Ильей Мухачевым, нелюбознательный читатель скаж ет , пожалуй , что они -написаны об одном и том ж е, упрекнет поэта в о д н о ­ сторонности я -даже нежелании уйти за пределы своего -края, попробовать свои силы на других темах. Мы бы такж е назвали Илью Мухачева однолюбом, но вложили б в это понятие

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2